Кавамото Хироси, Сиодзаки Синобу: «Занимательная иммунология». Рецензия

Рецензии

Кавамото Хироси и Сиодзаки Синобу. Занимательная иммунология. Серия «Образовательная манга» (пер.: А.И. Несина; науч. ред.: Ю.О. Сергеев). М.: «ДМК Пресс», 2019. — 272 с.: ил.

Иммунология — запутанная и сложная наука про защитные системы организма, однако авторам образовательной манги «Занимательная Иммунология» удалось изложить ее в наглядной и интересной форме в стиле японских комиксов. В ней читатели пройдут курс по иммунологии вместе с главными героями манги. Содержание книги производит прекрасное впечатление, а вот перевод и научная редактура оставляют желать лучшего. Надеемся, что все недочеты будут доработаны в следующих изданиях, и тогда книгу можно будет смело рекомендовать к прочтению. Книга подойдет тем, кто уже имеет некоторые биологические знания и хочет углубиться в хитрые и красивые механизмы работы нашего иммунитета.

Кому подойдет: Книгу можно рекомендовать студентам биологических вузов и всем увлекающимся при условии базовых представлений о клеточной биологии.

Иммунологические процессы, пожалуй, одни из самых запутанных с точки зрения количества участвующих в них типов клеток. Идея изобразить иммунные клетки в качестве героев какой-то спецоперации, со своими суперспособностями и отношениями между собой, уже не раз использовалась авторами научно-популярной литературы или мультипликаций, и манга «Занимательная иммунология» — отличный пример ее удачной реализации.

Компетентность автора книги в области иммунологии не вызывает никаких сомнений: Кавамото Хироси является профессором лаборатории иммунологии в Институте наук о жизни и медицине при Киотском университете в Японии, а также заместителем директора института. Он ведет исследования о молекулярных механизмах гемато- и лимфопоэза и работает над развитием иммуно-клеточной терапии с использованием Т-клеток, полученных путем регенерации ES/iPS. При чтении книги действительно создается впечатление, как ясно, совершенно обоснованное, что автор на собственном опыте имел дело с тем, о чем повествует читателям. За художественное оформление комиксов книга обязана второму автору, Сиадзаки Синобу.

У манги имеется сквозной сюжет: двое студентов Судзунами и Миэдзи поступили на кафедру иммунологии для выполнения дипломной работы. Судзунами мечтает стать научным журналистом и выбрала иммунологию, так как заметила, что среди нобелевских лауреатов огромное количество иммунологов. Миэдзи хочет продолжить обучение в университете и поступить в магистратуру. Ребята проходят курс иммунологии, где знакомятся как с самой иммунологией, так и с сотрудниками кафедры и их научной жизнью. Некоторые повороты сюжета очень реалистичны:

Иллюстрация из книги «Занимательная иммунология» Кавамото Хироси

Рисунок 1. Иллюстрация из книги «Занимательная иммунология»

Курс иммунологии в манге начинается с основ и базовых понятий, студенты разбираются, для чего вообще нужен иммунитет, что такое антиген и антигенная специфичность. Вскоре на страницах книги появляются основные герои иммунных процессов — клетки. Каждый тип клеток предстает перед читателями в своем уникальном забавном обличии, они общаются друг с другом и иногда даже могут подсказать что-то студентам. В таком формате основные участники иммунных реакций легко запоминаются, и становится ясно, как взаимодействия между ними соотносятся друг с другом. Помимо этого, наиболее важные моменты иммунного ответа (например, активация Т- и В-лимфоцитов), проиллюстрированы на протяжении повествования несколько раз, на случай, если кто-то уже забыл, с чего начинался весь процесс.

Иллюстрация из книги «Занимательная иммунология» Кавамото Хироси

Рисунок 2. Иллюстрация из книги «Занимательная иммунология»

Страницы с комиксами просты и наглядны для восприятия, однако представления об основах клеточной и молекулярной биологии для понимания манги потребуются. Например, в книге не уделяется особого внимания таким понятиям как «ген» или «белок». Для более глубокого осмысления процессов в конце каждой главы есть вставки «Повторение. Проверка понимания», которые похожи на главы серьезного учебника и требуют более осознанного прочтения.

Хотелось бы, чтобы рецензия ограничилась перечислением достоинств этой книги, но, к сожалению, у издания имеется серьезный недостаток — это перевод и плохая редактура. На страницах можно встретить огромное количество опечаток и неточностей. Иногда это совершенно нелепые вставки текста, очевидно залетевшие из других манг, а иногда — опечатки, приводящие к фактологическим ошибкам. Например, термины «антиген», «антитело» и «ген» многократно перепутаны между собой и могут серьезно сбивать с толку. От некоторых абзацев из вставок «Повторение. Проверка понимания» создается впечатление, что они были прямиком скопированы из Google Translate без дополнительного переосмысления и редактуры. Вот пример такого предложения: «Он действует на различные клетки, чтобы индуцировать экспрессию молекул, которые ингибируют репликацию вируса, такие как индуцирование активации различных иммунных клеток».

Иллюстрация из книги «Занимательная иммунология» Кавамото Хироси

Рисунок 3. Пример опечатки — непонятно, о каких волосках идет речь, когда мы говорим о Т-хелперах. Иллюстрация из книги «Занимательная иммунология»

Кроме этого у данного издания оказался крайне некачественный переплет: по мере чтения книга имела тенденцию разваливаться на отдельные страницы. Вероятно, электронная версия была бы приятней в использовании.

Таким образом, сама книга производит очень приятное впечатление (и ее хотелось бы посоветовать), но качество перевода и огромное количество опечаток портит его, и, что хуже, усложняют понимание. Хочется верить, что эти недостатки будут исправлены в следующих изданиях, и тогда книга действительно сможет стать хорошим началом в изучении иммунологии. Ее смело можно рекомендовать студентам биологических вузов, что и делает Кавамото Хироси в своем предисловии. Также, книга может быть интересна всем увлекающимся, при условии базовых представлений о клеточной биологии.