Петр Волцит: «Геология: минералы, континенты, ноосфера». Рецензия

Рецензии

Петр Волцит. «Геология: минералы, континенты, ноосфера». М.: «Пешком в историю», 2023. — 96 c.

Эта книга — для тех, кто считает, что, проснувшись утром, нужно привести себя в порядок и изучить свою планету.

Кому подойдет: школьникам, которые, несмотря на протесты родителей, тащат и тащат в дом какие-то камни, но серьезные пособия по геологии для них непонятны и скучны.

Геология — одна из наук, которая, с одной стороны, очень наглядна и увлекательна, а с другой — стоит копнуть чуть глубже полевого определения минералов, и ты попадаешь в трясину физических явлений и заумных терминов. Хорошо, если у вас современный учитель географии, который способен ответить на вопросы не по учебнику, а если нет?

Книга Петра Волцита и Федора Владимирова (а это тот случай, когда художника в полной мере можно назвать соавтором), к счастью, не похожа на навевающий тоску сборник параграфов. В учебниках-то как: вот тебе знание, запоминай, а вот ответы на вопросы, которых ты не задавал. А здесь на один факт может быть три-четыре объяснения согласно разным теориям, все как в жизни.

По мнению палеонтолога Александра Георгиевича Пономаренко, в ранние периоды истории Земли, пока сушу не заселили бактерии, а затем грибы и растения, границы материков были нечеткими: это была „ни суша, ни море“

Вопросы к читателю разбросаны по всему тексту, как золото в кварцевой жиле, при желании можно собрать их все. Например, встречаются вот такие: «В породах какого типа ископаемых остатков живых организмов: а) полно; б) мало, только особо прочные; в) нет и быть не может?».

Также по каждой рассмотренной теме в книге есть опыты — спокойно, не понадобится умолять учителя химии разрешить хоть что-нибудь смешать, потребуются самые простые реагенты, например, сода и уксус. Правда, еще может понадобится пылесос. Появится, опять же, повод заботливо пощупать молоток — нет ли у него температуры, — и пустить сушеный укроп в опасное плавание.

Царапая найденный камешек, попробуйте определить его твердость по шкале Мооса. Какую твердость имеет древесина сосны? А дуба?

Наконец-то читатель поймет, почему из-за лежащей рядом железяки отклоняется от правильного курса стрелка компаса (хотя магнитное поле такой здоровенной планеты для компаса должно быть всяко важнее, чем какая-то железка).

Внутри Земли — в жидкой части ядра из расплавленного железа — возникают мощные токи, из-за того, что разные части ядра текут с разной скоростью, обгоняя друг друга. Эти токи и создают геомагнитное поле, как катушка медной проволоки в электромагните

Каждый, наверное, найдет для себя интересный раздел. Например, интересующиеся астрономией выяснят, бывают ли на Марсе марсотрясения, и что такое геологическая смерть планеты, а также кто мать Солнца — и откуда вообще у Солнца может быть мать: «Если Ганимед геологически уже „умер“, то Каллисто никогда и не жила».

Любители истории науки по достоинству оценят раздел о метеорологе Альфреде Вегенере, который первым увидел, что современные материки были частью одного, более древнего, и так вдохновился этой идеей, что все бросил и год изучал геологию, чтобы подтвердить свою догадку.

К счастью, Альфред Вегенер не был профессиональным геологом и не знал, что тогдашняя наука категорически отвергла саму мысль о движении материков

Сердца почитателей котиков и динозавриков растопит трогательная история о животных, которые при расхождении материков остались по разные стороны разлома (автор рецензии на этом месте плакал). У лингвистов возникнет вопрос, можно ли шахтеров называть горняками, если они добывают уголь на равнине. Ботаников заинтересует, почему в сосне накапливается уран, а в елке нет, и как по растениям находить полезные ископаемые. Будущий спец по минералам сможет узнать о рождении, жизни и смерти горных пород (а еще говорят, что камни бессмертны), разобраться в твердости и спайности, а будущий геодезист — как устроены солевые ловушки для нефти и зачем добывать алмаз из кимберлита, если его можно вырастить. Человеку, для которого лучшее развлечение — это разглядывание геологических карт, понравится находить, где встречаются Балтика и Казахстания, и искать линию, по которой Африка рано или поздно расколется. Тем, кто увлекается экстремальными фото из путешествий, стоит учитывать, что вулканы извергаются вовсе не одинаково, щитовые вулканы с гавайским типом извержения — это вам не шлаковый конус со стромболианским типом (но в обоих случаях убегайте подальше): «„Вождь“ всех вулканов России — это Ключевская сопка. Всего 7000 лет от роду, этот вулкан-младенец в XXI веке уже извергался 10 раз! Порой его извержения длятся годами: например, с 1995 по 1999 год».

Да мало ли интересных вопросов, ответов на которые нет в учебниках! Почему раздвигается дно океанов, и какие шрамы образует земля в этом месте? Как отличить горную породу и минерал? Чем отличаются породистые минералы и минералы-дворняжки? Откуда столько соли в соленых озерах и Мертвом море? Как различить молодые и старые горы, и кто такие интрузии? Почему кораллы селятся в виде кольца, и где кончаются шельфы? Что курят черные курильщики, и кем руководят руководящие ископаемые, и даже почему у слишком толстых и слишком худых островов возникают проблемы?