Ж.-Л. Гаррера, А. Сирван: «Птицы в комиксах. Том 2». Рецензия

Рецензии

Жан-Люк Гаррера. «Птицы в комиксах. Том 2». М.: «Пешком в историю», 2022. — 48 с.

Целью комикса является привлечение внимания к теме охраны птиц. Авторы считают, что защищать можно только то, что хорошо знаешь, поэтому важно получать знания о пернатых. И эти знания они дают в увлекательной и юмористической форме, а рисунки, как известно, помогают лучше запомнить информацию.

Кому подойдет: взрослым и детям от 6 лет, хотя родителям придется пояснять детям младшего школьного возраста некоторые понятия.

Не имея биологического образования, французскому карикатуристу и сценаристу комиксов Жану-Люку Гаррере удалось создать увлекательный комикс, сочетающий юмор и достоверную информацию о птицах. Французский иллюстратор Ален Серван проиллюстрировал его замечательными рисунками, в большинстве своем также биологически точными. В описании к первому тому авторы указывают, что пользовались советами опытных орнитологов и знатоков птиц, например, Доминика Клемана, а также использовали информацию с сайта Французской лиги защиты птиц (LPO). За это авторов можно только похвалить.

Всего в книге представлено 40 комиксов, по одному на страницу. Часть сюжетов касается конкретных видов птиц или сообществ, часть — общих понятий в орнитологии, например, орнитофобии, гиперфагии, кольцевании птиц. Примерно в половине комиксов есть справочные вставки о статусе птицы в Красной книге Международного союза охраны природы (МСОП), ее ареале и некоторых особенностях биологии. После комиксов следует обучающая тетрадь, в которой приведена краткая информация о том, скольким видам птиц грозит вымирание, в чем причины сокращения численности популяций.

Иными словами, защита птиц становится по-настоящему актуальной задачей. А защищать гораздо проще того, кого ты хорошо знаешь

Далее рассказывается о размножении птиц: как устроено яйцо, сколько весят самые большие и самые маленькие яйца, какой формы бывают яйца, какого цвета. Как птицы строят гнездо, в каких местах и из каких материалов. Какие птицы не строят гнезд, а пользуются чужими услугами. Уделено внимание важности минимизации беспокойства птиц на гнездах. При этом авторы правильно поступают, говоря об этом не в ультимативной форме, а в виде рекомендации. Например, так:

... однако весной к птичьим гнездам лучше не подходить: сами того не подозревая, вы можете нарушить нормальное течение всего процесса размножения

И предлагая альтернативу:

А вот осенью и зимой гнезда можно спокойно искать и изучать — тем более что найти их будет гораздо проще, листья-то к тому времени опадут

Это очень важно для маленьких читателей, ведь запреты всегда хочется нарушить.

Читатели узнают и о том, как сделать скворечник, куда и как его поместить, почему эти детали важны, кто может поселиться. Однако жаль, что не приведены размеры скворечников для разных видов птиц-дуплогнездников.

Конечно, без ошибок не обошлось, но в целом это качественный познавательный комикс, из которого узнают много нового и необычного о пернатых жителях планеты не только дети, но и взрослые. И все будут читать и рассматривать картинки с большим удовольствием. Истории не только познавательные, но также интересные и написанные с юмором (есть даже злободневная шутка про социальную дистанцию). Вот, оцените парочку птичьих диалогов.

Тукан зеленый арасари и попугай гуаруба (золотая аратинга) обсуждают одноусого звонаря:

Громкость его голоса может превышать 120 ДБ ...
— Это его брачная песня! Причем заводит он ее, когда самка рядом!
— Бедняжка! Должно быть, она глухая как пень!
Интересно, он так громко поет, потому что она глухая, или она глухая, потому что он так громкого поет?.. Вот в чем вопрос!
.. Насколько безопасна брачная песня одноусого звонаря для самки, находящейся совсем рядом, наука пока не установила. Одно можно сказать точно: это открытие наделает много шума!

Рассказ про одноусого звонаря

Рисунок 1. Рассказ про одноусого звонаря в книге Ж.-Л. Гаррера, А. Сирван «Птицы в комиксах. Том 2».

А вот диалог андских кондоров (с пояснениями автора):

Голова и шея кондоров, как и большинства других крупных падальщиков, лишена перьев, что позволяет погружать клюв глубоко в тушу, не боясь перепачкаться...
— А что? Можно быть падальщиком и думать о чистоте! В природе все продумано, верно?
Хотя... короче, в семье не без урода!
— Кое-кому лучше бы вообще родиться без перьев!
— Что? У меня пятно?

Рассказ про андского кондора

Рисунок 2. Рассказ про андского кондора в книге Ж.-Л. Гаррера, А. Сирван «Птицы в комиксах. Том 2».

Некоторые истории поражают воображение даже зоолога.

Например, вы знали, что самцы рябков (птиц из отряда рябкообразных, родственного голубям) переносят воду для птенцов в своих перьях? На брюшке и верхней части груди они имеют особое строение, позволяющее удерживать воду. Рябки гнездятся в засушливых регионах, далеко от воды, а также питаются сухими семенами, поэтому летают на водопой ежедневно, порой за десятки километров, чтобы напиться самим и захватить воду для птенцов.

В Америке птицы, оказывается, запутываются в репейнике (лопух большой), и это большая проблема. Наши-то щеглы прекрасно себя чувствуют в репейнике, питаются его семенами. Американские же птицы запутываются в его колючках и медленно погибают. Дело в том, что для Южной и Северной Америки этот вид инвазивный, то есть завезенный и активно распространяющийся. Поэтому волонтеры прилагают немало усилий для уничтожения этого губительного сорняка.

Зимородок оглушает пойманную рыбу перед тем, как проглотить — бьет ее несколько раз об ветку, на которой сидит. Самцы великолепных фрегатов, желая впечатлить самку, раздувают свой алый горловой мешок и барабанят по нему клювом (послушать можно здесь).

Очень здорово, что из книги читатели узнают, что барабанная дробь дятлов — это способ привлечь самку (как и пение самцов воробьинообразных птиц), а не звуки, которые формируются при кормежке. Как показывает опыт орнитологических экскурсий, многие люди как раз полагают, что дятел барабанит, когда кормится. Но барабанная дробь слышна только в конце зимы и весной, как раз в период, когда дятлы ищут себе пару. При кормежке звуки ударов о кору дерева довольно тихие, а для дроби самец выбирает дерево с пустым стволом, которое может служить резонатором.

Если самка соловья при выборе партнера ищет лучшего мелодиста, то самка большого пестрого дятла отдает предпочтение самому изощренному перкуссионисту

Хочется отметить, что авторы комикса (и переводчики тоже) порой удивительно точны в описании фактов. Например, про яйца тонкоклювых кайр сказано:

Вытянутая форма придает им устойчивость неваляшки. Уронить такое непросто

Здесь следует обратить внимание на слово «неваляшка»: яйцо кайры так же стабильно, инертно; при толчках оно либо остается на месте (благодаря большому контакту с поверхностью ввиду грушевидной формы), либо, если покатится, набирает скорость медленно или останавливается. Это довольно новая гипотеза, обоснованная орнитологом Тимом Беркхедом в 2018 году (если хотите узнать о кайрах и их яйцах больше, почитайте его книгу «Самая совершенная вещь на свете: внутри и снаружи птичьего яйца»). До этого ученые полагали, что яйцо кайры вращается вокруг своей оси, подобно волчку, и потому не падает.

Не обошли авторы вниманием и моего любимого удода. Это красивейшая птица с ярким оперением и пышным хохолком, но заслужившая грязную репутацию — самки и птенцы выделяют зловонный секрет из копчиковой железы (уникальная железа, характерная только для птиц — ее секретом смазывают оперение для гибкости и влагоустойчивости). Правда, в комиксе этот секрет нарисован белым, хотя на самом деле белый и непахнущий он только у самцов и неразмножающихся самок. У размножающихся же самок и птенцов он бурого цвета. Кроме того, он защищает не только от хищников, но и от бактерий, разрушающих перья. Также самки покрывают этим секретом яйца, чтобы защитить эмбрионы от патогенов. Дело в том, что в этом секрете живут симбиотические энтерококки, которые выделяют бактериоцины, подавляющие рост патогенных бактерий.

Раз мы затронули тему ошибок, то упомяну еще несколько. Распространение большого маскового ткача указано неверно, его естественный ареал включает большую часть Африки, а также его интродуцировали на некоторые острова Карибского моря. Но в книге отмечена почему-то Венесуэла. Не очень понятно, почему авторы указали, что удод находится под строгой защитой, если в настоящее время он числится в Красной книге МСОП как вид, вызывающий наименьшие опасения. Не удалось найти подтверждающей информации, чтобы его где-то специально охраняли, хотя не исключено, что он внесен в какие-то локальные Красные книги, например, он числится уязвимым в Швейцарии.

В комиксе про уток-мандаринок сказано, что они образуют пары на всю жизнь — обычно в орнитологической литературе пишут лишь о нескольких сезонах. А предложение «Они настолько друг к другу привязаны, что если один из супругов исчезает, другой теряет всякий интерес к жизни и постепенно чахнет» мало похоже на правду, ведь пары держатся вместе только до вылупления птенцов или — иногда, пока выводок не распадется, а зимуют они поодиночке, встречаясь лишь перед новым сезоном размножения.

Киви указаны как современники динозавров. Это не так, их предки действительно могли обитать бок о бок с динозаврами, но сами киви отделились от предков как самостоятельная группа около 50 млн лет назад, а динозавры вымерли около 66 млн лет назад, так что встретиться они никак не могли.

В комиксе «Болотные страсти» приведена очень интересная информация о том, что самцы болотных луней могут прикидываться самками, чтобы избегать конкуренции с другими самцами. Однако построен сценарий таким странным образом, что создает впечатление, будто самец переодевается в самку, причем непонятно, каким образом — линяет в срочном порядке, что ли. На самом же деле в научной литературе описано, что в популяции болотных луней центральной западной Франции постоянно присутствует до 40% самцов, на протяжении всей жизни окрашенных как самки.

Нарисованный самец вместо самки

Рисунок 3. Нарисованный самец вместо самки, в книге Ж.-Л. Гаррера, А.Сирван «Птицы в комиксах. Том 2».

В комиксе «Волшебное колечко» варакушка стоит на весах, смотрит на их экран и говорит: «8,04... Кошмар, я потолстела! А, нет, это же кольцо...». Но нарисован самец! У самок горло не такое яркое. Нужно было или нарисовать самку, или заменить род на мужской. Впрочем, в «Птицы в комиксах. Том 1» на гнезде вообще нарисована пара самцов зябликов.

Есть еще пара недостатков. В комиксе про голубоногую олушу сказано, что необычная окраска их плавательных перепонок связана с особенностями питания, но не хватает информации, с какими именно. На самом деле птицы получают из пищи (рыбы) каротиноиды, желтые пигменты, и вкупе со структурной синей окраской ног (то есть цвет определяется не пигментом, а структурой коллагеновых волокон в коже стоп) получается зеленоватый оттенок, который так привлекателен для самок. Также сказано, что лапы служат олушам не только для соблазнения, но и для высиживания яиц, но, опять же, не объяснено, почему. А дело в том, что у олуш нет наседного пятна — голой области без перьев на брюшке, обильно снабженной кровеносными сосудами, которой большинство птиц греет кладку яиц. А в ногах тоже расположены кровеносные сосуды, снабжающие яйца теплом.

В комикс «Скворцы прилетели» я бы добавила, что скворцы собираются в огромные стаи осенью перед отлетом на зимовку, и что стая принимает разные удивительные формы — этот процесс называется «мурмурация» и служит для защиты от хищников, например, соколов.

В комиксе «Королевская привилегия» не указан вид птицы. Полагаю, речь идет о беркуте, у молодых птиц этого вида как раз белые пятна на хвосте и крыльях.

В комиксе про кольцевание птиц написано, что в научных целях первым начал кольцевать птиц Ханс Кристиан Корнелиус Мортенсен в 1899 году. Можно было бы развить эту мысль и указать, что всего через два года, в 1901 году, на Куршской косе, немецкий орнитолог Иоганнес Тинеманн основал первую в мире орнитологическую станцию, где птиц кольцуют для изучения миграций до сих пор (она находится в поселке Рыбачий Калининградской области, туда можно приехать с экскурсией).

В обучающей тетради сказано, что «белок и желток служат ему [зародышу] бесперебойным источником пищи» — нужно отметить, что белок в основном служит источником воды, что немаловажно.

Перевод на русский язык выполнен, насколько можно судить, довольно качественно. Обратила только внимание на то, что лишь некоторая информация была заменена во врезках-описаниях видов. Например, про обыкновенного соловья в оригинале было написано следующее:

Песня соловья — одна из самых мелодичных. Его сложный вокальный репертуар включает до 260 различных последовательностей. Говорят, что он скулит, и даже издает трель. Он проводит зиму в тропической Африке. С зимовки самец возвращается на то же место, где и годом ранее, и начинает петь

В русском переводе информация такая:

Отдельные элементы песни соловья принято называть „коленами“; каждому из колен соответствует свое наименование. Тургенев описывает их последовательность так: пулькание, клыкание, дробь, раскат, пленкание, лешева дудка, кукушкин перелёт, гусачок, юлиная стукотня, почин... Вот так уже песня

Подводя итог, комикс удался. Рассматривать забавные картинки можно уже начиная с обложки, книгу в твердой обложке приятно держать в руках. Формат А4 сложно носить с собой, но зато удобно читать с детьми, расположившись дома на диване. Каждый комикс на глянцевых страницах можно долго разглядывать, замечая новые детали, так что книгу приятно будет полистать даже после прочтения. Комикс будет интересен любителям птиц всех возрастов. А если вы хотите, чтобы ваши близкие тоже заинтересовались птицами, подарите им эту книгу!