биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

2008 · 2009 · 2010 · 2011 · 2012 · 2013 · 2014 · 2015 · 2016
2017янв · фев · мар · апр · май · июн · июл · авг · сен · окт · ноя · дек

Телетайп

Всего статей: 637

Рубрика «телетайп» предназначена для размещения коротких сообщений на полях главной страницы — анонсов интересных материалов на научно-популярных сайтах, в СМИ и блогах. Обязательными являются поля «название» и «текст материала»; и то и другое должно быть коротким.

Карта нашего протеома — Пространственная аннотация экспрессии белков в тканях человека была составлена учёными в рамках проекта Human Protein Atlas. В основу карты легли данные транскриптомики и иммуногистохимии. Анализ 32 типов тканей человеческого тела позволил авторам не только сделать выводы о том, где и какие экспрессируются белки, но и сравнить метаболизм различных тканей. Отдельное внимание было уделено секретому, мишеням лекарственных препаратов и генам, связанным с развитием рака. Результаты, достигнутые учёными, доступны в виде интерактивной базы данных. – Элементы, Sceince

31 января, 2015 г. — Бредихин Данила

Увеличь мозг с помощью 8 букв — Рекордно крупный мозг принадлежал эпилептику с диагнозом "идиотия" впридачу. Однако в общем и целом большой объём мозга – дело полезное. В рамках проекта ENIGMA 300 учёных из 33 стран исследовали геномы и МРТ-снимки 30000 добровольцев в поисках связи однонуклеотидных замен и размера таких участков мозга, как гиппокамп, путамен (скорлупа), хвостатое ядро и, конечно же, неокортекс. Удивительно, но такая связь нашлась. 8 "однобуквенных" мутаций в различных генах действительно влияют на объём названных структур. В результате "смены букв" некоторые части мозга могут уменьшиться или увеличиться на 1,5%. Мелочь, а приятно, если речь идёт о памяти или контроле движений. – Nature

23 января, 2015 г. — Ястребова Светлана

Деньги не пахнут — Человеческие выделения содержат крохотные количества ценных металлов. Но если просуммировать... Ребята из Университета штата Аризона подсчитали, что в сточных водах города-миллионника плавает ценных металлов на $13 млн, в том числе золота на $2,6 млн. История о Мидасе обретает новый смысл. Осталось найти способ с выгодой добывать это золото.

20 января, 2015 г. — Башмакова Вера

Регуляция экспрессии генов на уровне сплайсинга — Известно, что при воспалении клетка экспрессирует про- и антивоспалительные гены тремя волнами. Эти гены условно делят на ранние (мРНК появляется в течении минут после начала воспаления), промежуточные(несколько часов), и поздние (мРНК появляется только спустя 12-24 часов после воспаления). Недавняя статья группы под руководством нобелевского лауреата Давида Балтимора (того, что открыл реакцию обратной транскрипции) показала, что гены всех трех групп транскрибируются одновременно, однако зрелые мРНК в цитоплазме появляются сначала для ранних генов, потом для промежуточных и в конце концов для поздних. Это говорит о том, что сплайсинг пре-мРНК является еще одним регулятором генной экспрессии, и подводит к важности интронов, как инструментов для такой регуляции.

12 февраля, 2014 г. — Старокадомский Петр

Самки медленнее стареют, если за них не конкурируют — У многих животных оптимальные репродуктивные стратегии самцов и самок не согласуются друг с другом, что приводит к «конфликту полов». Часто самцам бывает выгодно добиваться женской благосклонности назойливо и агрессивно, даже если это вредит здоровью самки. Теория родственного отбора предсказывает, что мужская агрессия должна снижаться, а репродуктивный успех самки — расти, если конкурирующие за самку самцы являются родственниками. Эксперименты, проведенные биологами из Оксфордского университета, подтвердили это предсказание. Три неродственных самца, помещенные в пробирку с самкой, чаще дрались и ухаживали за самкой настойчивее, чем три родных брата в такой же ситуации. Из-за этого в первом случае плодовитость самки быстрее снижалась с возрастом (наблюдалось ускоренное «репродуктивное старение»), и самка за свою жизнь успевала оставить меньше потомков. — Элементы, Nature.

2 февраля, 2014 г. — Чугунов Антон

Мозг мужчин и женщин отличается ориентацией нейронных связей — Американские ученые выявили гендерные различия в структурной организации связей коры головного мозга. У мужчин лучше проявляются связи в пределах каждого из полушарий, а также в пределах большинства отделов коры, помимо этого четко разграничиваются различные структурные модули в отделах коры. У женщин обнаруживается больше межполушарных связей, хуже развито модульное строение. При этом для мозжечка отношение обратное: у мужчин лучше развиты межполушарные связи, а модульная организация слабая. Эти различия в организации связей коры отражаются в доминировании различных навыков у мужчин и женщин. Мужчины лучше выполняют координированные и точные действия, организация женского мозга ориентирована на выполнение социальных задач. — Элементы, PNAS.

2 февраля, 2014 г. — Чугунов Антон

Царицы разных видов общественных насекомых используют одни и те же химические сигналы, чтобы запретить рабочим размножаться — Известно, что размножающиеся самки общественных насекомых выделяют какие-то вещества, блокирующие размножение рабочих особей, однако природа этих веществ была установлена лишь у единичных видов. Международная команда ученых показала, что в разных группах перепончатокрылых, перешедших к эусоциальности независимо друг от друга, царицы используют для подавления репродуктивной функции рабочих похожие углеводородные феромоны. Эволюционная консервативность этих химических сигналов говорит о том, что отказ рабочих от размножения служил генетическим интересам не только царицы, но и самих рабочих, и поэтому касты не вступали друг с другом в «эволюционную гонку вооружений». У предков общественных перепончатокрылых эти вещества, по-видимому, служили обычными женскими феромонами и использовались самками для демонстрации своей готовности к размножению и привлечения самцов. — Элементы, Science.

2 февраля, 2014 г. — Чугунов Антон

Геном гребневиков говорит в пользу двукратного возникновения нервной системы у животных — Исследование недавно прочитанного полного генома гребневика Mnemiopsis leidyi привело к выводу, что тип гребневиков является самой древней ветвью многоклеточных животных, даже более древней, чем губки. Такое положение гребневиков на эволюционном древе значительно подкрепляет гипотезу, согласно которой они приобрели нервную систему независимо от всех остальных. Иными словами, получается, что нервная система возникла дважды. — Элементы, Science.

22 декабря, 2013 г. — Чугунов Антон

Прочтен митохондриальный геном гейдельбергского человека: предки неандертальцев оказались родственниками денисовцев по материнск — Новейшие методы палеогенетики позволили реконструировать митохондриальный геном человека, жившего 400 тысяч лет назад в пещере Сима де лос Уэсос на севере Испании. Это рекордная древность: до сих пор не удавалось получить ДНК из человеческих костей старше 100 тысяч лет. Древних европейцев из Сима де лос Уэсос обычно относят к виду Homo heidelbergensis и считают предками неандертальцев, поскольку у них есть ряд специфических неандертальских признаков. Однако ДНК, выделенная из бедренной кости, оказалась более сходна с митохондриальными геномами людей из Денисовой пещеры, чем с неандертальскими. Одно из возможных объяснений состоит в том, что родственные архаичные варианты мтДНК проникли в популяции предков неандертальцев и денисовцев в результате скрещивания с реликтовыми местными племенами Homo erectus. — Элементы, Nature.

17 декабря, 2013 г. — Чугунов Антон

Несовместимые гены у представителей одного и того же вида оказались обычным явлением — Важным этапом видообразования является формирование генетической несовместимости (постзиготической изоляции) между расходящимися видами, которая проявляется в пониженной приспособленности гибридов. Если две популяции долго не скрещиваются, у них неизбежно накапливаются взаимно несовместимые аллели, потому что отбор не проверяет на совместимость гены в двух разобщенных генофондах. До сих пор усилия ученых были направлены на поиск несовместимых генов в геномах уже разделившихся видов. Американские биологи обнаружили, что конфликтующие пары аллелей нередко встречаются и внутри единого, неразделенного видового генофонда. Этот вывод подтвержден на больших искусственных популяциях плодовой мушки Drosophila melanogaster и двух растений: кукурузы и арабидопсиса. Несовместимые генетические комбинации, присутствующие в видовых генофондах, могут выступать в роли своеобразных «зародышей» постзиготической изоляции, облегчая начальные этапы видообразования. — Элементы, Nature.

17 декабря, 2013 г. — Чугунов Антон