биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Вопрос к редакции

Число генов и нуклеотидных оснований в хромосомах эукариот

[17 августа, 2012 г.]

Объясните, пожалуйста, является ли число генов и нуклеотидных оснований в хромосомах строго определённым? Табличка в конце статьи натолкнула меня на эту мысль. Гены по отцовской и материнской линиям всегда одинаковы по количеству нуклеотидов? Мутации, ретровирусы могли ведь изменить длину ДНК у предков по отцовской или материнской линиям? Следовательно, при слиянии двух половых клеток часть хромосом может быть разной длины (точнее разной длины будет упакованная в них ДНК)?

Вопрос задал: Сергей.

Вернуться в раздел «Вопрос к редакции»

Re: Число генов и нуклеотидных оснований в хромосомах эукариот

Старокадомский Петр — 18 августа, 2012 г. 04:22. (ссылка) (свернуть ветвь)

Я не помню, чтоб я где-то читал о подсчете точного числа нуклеотидов у тех или иных организмов. Число нуклеотидов может варьировать наверняка - за счет некодирующих областей, которые не кодируют белки (а таких участков в геноме большинство). Если вспомнить о теломерах, которые меняют свою длину в течении существования клетки, то ответ однозначный - хромосомы могут содержать разное количество нуклеотидов даже в разные периоды существования одной и той же клетки.
Количество генов стабильно и консервативно вплоть до единичного нуклеотида. Попадание одного единственного лишнего нуклеотида в рамку считывания (в ген) сдвигает весь триплетный код - это причина многих наследственных болезней. Большинство таких мутаций (изменение числа нуклеотидов в теле гена) смертельны или значительно ослабляют клетки, поэтому они редко передается по наследству, т.е. элиминируются.
Также мутации могут быть и безобидными, не влиять на функцию - например выпадение триплета, который кодирует аминокислоту в маловажном спейсерном региона белка. Тогда по факту, ген может укоротиться на 3 нуклеотида (3, 6 или может 9 - я не знаю точной статистики), и по факту получится, что клетки отца и матери будут содержать тот или иной ген разной длинны.
Но, как правило, число генов строго определенно, и скрещивание между особями с разным их количеством (шимпанзе и человек, например) не даст жизнеспособную зиготу. Известные исключения: например помесь коня (64 хромосомы) и осла (62) дают мула, но он бесплодный из-за нарушений при мейозе (не соответствие пар хромосом).

Re: Re: Число генов и нуклеотидных оснований в хромосомах эукариот

Сергей — 19 августа, 2012 г. 14:54. (ссылка) (свернуть ветвь)

Спасибо за ответ. Пётр, в моём первом сообщении не видна ссылка на статью в википедии, где для каждой хромосомы человека подсчитано число оснований (таблица в конце статьи). Ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%B0 Возможно, имеются ввиду смысловые участки ДНК хромосом (т.е. кодирующие белки)?

Re: Re: Re: Число генов и нуклеотидных оснований в хромосомах эукариот

Старокадомский Петр — 19 августа, 2012 г. 22:05. (ссылка)

Я видел эту таблицу, она выглядит по меньшей мере странно. Мне кажется,при написании русской версии из текста выпал важный фрагмент:
Number of genes is an estimate as it is in part based on gene predictions. Total chromosome length is an estimate as well, based on the estimated size of unsequenced heterochromatin regions. (перед той же таблицей, http://en.wikipedia.org/wiki/Chromosome). Перевод звучит приблизительно так:
Количество генов приблизительно, поскольку часть из них только предсказана (биоинформатически). Общая длинна хромосом также приблизительна, основываясь на приблизительных размерах непросеквенированных участков.
Кстати, если по любой хромосоме пройти на первоисточник - Сенгеровский институт - цифры там уже немного отличны от википедийных (хромосома 1?http://vega.sanger.ac.uk/Homo_sapiens/Location/Chromosome?chr=1;r=1:1-249240621 - число нуклеотидов дается 249,240,621 вместо 247,199,719, грубо говоря , плюс/минус 2 миллиона). ДЛя меня это значит, что за счет технически трудных участков, получить абсолютно точное количество нуклеотидов не возможно, плюс они постоянно могут флуктуировать.