биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Мобильная ДНК заставляет бактерии жертвовать собой

[16 февраля, 2013 г.]

Горизонтальный перенос ДНК (то есть обмен молекулами ДНК между клетками) широко распространен среди бактерий и играет огромную роль в их эволюции. Ученые из Университета Лозанны (Швейцария) на примере двух видов бактерий из рода Pseudomonas уточнили механизм передачи мобильной ДНК от клетки к клетке. Они проследили, в каких условиях бактерии передают друг другу фрагменты хромосом, содержащие целые группы генов, ответственные за определенный процесс, — так называемые «геномные островки». Для передачи такого элемента необходима активация фермента интегразы, который осуществляет вырезание соответствующего куска ДНК. Фермент случайным образом включается только у 3–5% бактерий в популяции. Клетки, в которых он включился, плохо делятся и часто погибают. Они формируют специфические маленькие колонии, хорошо отличимые от колоний, образуемых нормальными клетками. Такую дифференцировку обеспечивает ген, названный shi («смерть»), содержащийся в геномном островке. Таким образом, мобильная ДНК сама контролирует условия своей передачи. — Элементы, Curr. Biol.