биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Ген гениев, или «Как заставить научное сообщество вас ненавидеть. Быстро, недорого, навсегда»

[27 февраля, 2014 г.]

Некомпетентно составленные заголовки сообщений на научную тематику вводят читателя в заблуждение и приводят специалистов в ярость. То и дело можно услышать или прочитать об открытии «генов гениальности», «генов счастья», «генов патриотизма», «генов алкоголизма». Данная проблема не нова. Этим грешат даже медиа-гиганты — признанные киты информационного океана, на поверхности которого начались очередные волнения: на роль пресловутого «гена гениев» выдвигают ещё одного претендента: ген NPTN. Как начинающему научному журналисту не утонуть в этом океане самому и не утопить других? Предлагаю свой ответ на данный вопрос.

Война за внимание

Каждый уважающий себя журналист с молоком матери впитывает незыблемую истину: заголовок должен привлекать внимание [1]. Не столь важно, насколько он соответствует содержанию — читатель всё равно уже купил газету, перешёл по ссылке — рыба попалась на крючок. Никто не спорит, что объективные новостные заметки о научных открытиях в чистом виде в глазах широкой публики выглядят довольно сухо и скучно. Стоит пофантазировать, добавить немного «чудес» — и популярность статьи (отнюдь не научная популярность) возрастает на порядок. Но искушённый читатель замечает подвох — статья не о том, о чём заголовок, и, возможно, вообще ни о чём. И ваш тщательно заряженный и смазанный пистолет стреляет в воздух, а не в мишень. Хлопок выйдет громким — но в итоге останется пустота. К тому ли вы стремились? Вряд ли...

«Секрет гениальности раскрыт», или «А чего они все обижаются?»

За примером случаев, когда погоня за сенсацией уводит от реальности, далеко ходить не приходится. В феврале 2014 года новостные ленты информационных интернет-агентств запестрели заголовками в духе «Британские учёные нашли ген гениальности у человека» [2] или «Природа гениальности раскрыта». Сообщается, в частности, что британскими учёными (данное словосочетание уже превращено в бренд, вызывающий не самые положительные ассоциации) обнаружен (в очередной раз) ген, отвечающий за степень талантливости и гениальности. В некоторых из источников можно узнать место совершения открытия (Королевский колледж Лондона) и название гена (NPTN). Но на этом, как правило, и заканчивается предоставленная «исчерпывающая информация». Словно авторы руководствовались напутствием Наполеона Бонапарта для составителей законов: «Пишите кратко и непонятно».

Рисунок 1. Как пишутся научные новости. Перевод оригинального комикса выполнен uncle_doc.

На создателя подобного материала может обрушиться шквал негодования как со стороны тех, кто хотя бы подсознательно считает себя гением («Как?! Вы утверждаете, что какой-то один маленький ген отличает нас от бесцветной толпы? — Гнусная клевета!»), так и со стороны учёных, которых выставили в неверном свете. Как ни странно, журналист при этом может продолжать думать, что он «пострадал за правду», и в его публикации нанесён ущерб чьему-то самолюбию, амбициям, но уж никак не истине.

Так что же произошло на самом деле?

В пресс-релизе [3] на оригинальную статью авторов исследования в журнале Molecular Psychiatry [4] читаем, что в действительности учёные обнаружили ген, контролирующий плотность и толщину серого вещества коры больших полушарий головного мозга (этот фактор, по данным предыдущих исследований, имеет положительную корреляцию с уровнем интеллекта). А теперь давайте выясним, что это значит.

Как мы помним, серое вещество мозга — это скопления тел нейронов и тех из их отростков, которые не покрыты оболочкой из специального вещества липидной природы — миелина (по сути, это цитоплазматическая мембрана специализированных миелинобразующих клеток, многослойная «обмотка» нервного волокна — «изоляция провода», прерываемая перехватами Ранвье). Белое вещество состоит из отростков, покрытых этой оболочкой. От наличия или отсутствия миелиновой оболочки также зависит скорость передачи импульса.

Вышеупомянутый ген под названием NPTN «знает», как нервной клетке «построить» из маленьких "кирпичиков«-аминокислот белок, активный в нейронных синапсах — местах контактов нервных клеток. Иными словами, данный белок — необходимый винтик в «телефонном аппарате», который нейроны используют для «переговоров», а отростки (длинные, «для междугородней связи» называются аксоны, короткие — дендриты) играют роль проводов, передающих электрические и химические сигналы. Также у нейронов существует и «беспроводная телефония» — выброс активных химических веществ (нейромедиаторов) в межклеточное пространство и передача их не с помощью синапсов, а посредством диффузии.

Ход исследования [4]

Хотя влияние наследственности на толщину и плотность коры больших полушарий, что связывают с уровнем интеллекта, — установленный факт, ген, отвечающий за этот признак, ранее был неизвестен. Чтобы обнаружить его, учёные провели полногеномный поиск ассоциаций, в который были вовлечены 1583 здоровых 14-летних подростка [5].

Помимо стандартного медицинского обследования, была произведена оценка мыслительных функций участников эксперимента, в том числе IQ-тест для определения невербального интеллекта, а также задания, проверяющие словарный запас, и тест на нахождение соответствий. Кроме этого, с помощью магнитно-резонансной томографии были получены данные о структурных различиях мозга подростков (регистрировали отличия толщины серого вещества в 33 различных областях коры).

Далее учёные отобрали гены, сила действия которых изменяется на разных стадиях пролиферации и дифференцировки нервных клеток. В генах, экспрессия которых изменялась в культуре растущих и развивающихся человеческих нейронов, был выявлен однонуклеотидный полиморфизм rs7171755 — точечная вариация последовательности ДНК. Эта мутация снижает экспрессию (силу действия) гена NPTN (рис. 2), который кодирует гликопротеин (белок, содержащий углеводные компоненты), принимающий участие в передаче сигналов нервными клетками. Кроме того, оказалось, что у ребят с мутантным аллелем кора тоньше на 0,0189 мм (что составляет 0,7% от общей толщины коры).

Рисунок 2. Генетическая ассоциация толщины коры левого полушария и однонуклеотидных полиморфизмов. На оси X показано расположение гена в ДНК (разные цвета соответствуют 22 соматическим хромосомам), ось Y — статистическая значимость сцепленности этого гена с толщиной коры. Каждая точка представляет ген, где есть однонуклеотидные замены. Рисунок 2 из обсуждаемой статьи [4].

Также было выяснено, что от экспрессии гена NPTN, особенно активного в детском и раннем подростковом возрасте, зависит целый комплекс из 721 гена, среди которых 36 вовлечены в энергетический обмен, 27 отвечают за межсинаптическую передачу сигналов, 14 связаны с памятью и способностью к обучению.

Подытоживая, можно заключить, что однонуклеотидная мутация rs7171755 мешает клеткам «общаться» между собой, что отрицательно сказывается на мыслительных функциях. Исследователи обнаружили связь между уровнем интеллекта подростков, плотностью серого вещества мозговой коры и экспрессией гена NPTN, хотя и не такую сильную, чтобы этот ген можно было назвать «геном гениев» или чем-то в этом духе.

Доктор Sylvane Desrivières (в информационных сообщениях наблюдаются разногласия по поводу пола главы проекта [6], что тоже не делает чести их авторам) подчёркивает, что она со своей группой не открыла ген интеллекта, так как сила влияния данного гена на умственные способности невелика (см. врезку) и не превосходит силу воздействия множества других факторов [7]. Но этот комментарий остаётся без внимания прессы: он разрушает красивую и привлекательную для читателя интерпретацию. Зато высказывания о том, что исследовательская группа «хотела понять, как различия в структуре мозга влияют на интеллектуальные способности» [8], видоизменены и растиражированы. Но если считать геном гениальности тот, без которого она невозможна (чего в случае с NPTN никто не доказал), то придётся окрестить так ещё множество других генов, например, Pax6 — ген формирования мозга как такового, ибо при отсутствии данного органа гениальности точно быть не может.

Становится ясно: говорить о том, что один-единственный ген определяет большой комплекс психологических характеристик, неправильно. И так можно разобраться в любом вопросе — было бы желание.

Всегда ли красота требует жертв, и если да, то каких?

Такая мысль вполне закономерно может возникнуть у вас в голове. Воспользуемся тактикой, придуманной ещё Сократом — ответим на вопрос вопросом (тем самым, который в своё время задал человечеству Николай Заболоцкий):

А если так, то что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Как человек, получающий журналистское образование и вследствие этого имеющий возможность смотреть на мир науки «с другой стороны баррикад», я всё же не могу оправдать подчёркнутое приукрашивание формы в ущерб содержанию. Горящий светильник истины — ориентир во мраке противоречивых заблуждений — вот призвание, достойное настоящего журналиста. Сосуд сам по себе никогда не будет светить, каким бы изящным дизайном он не обладал. Луч прожектора ярче мерцания тлеющей лучинки, а узоры на стенах, которые создаёт волшебный фонарь с картинками, вызывают ещё больший интерес. Сочетание достоверности и увлекательности изложения — тот необходимый хлорофилл, без которого листки прессы начинают стремительно желтеть, и наш долг — бороться с этой «информационной осенью», как с опасным симптомом упадка и увядания.

1. Вокруг света: «Мифы о генах: Познание новых форм жизни возможно только через их создание и развенчание старых предрассудков»;
  2. Питер-Питер: «Британские ученые нашли ген гениальности у человека»;
  3. Science Daily: «Scientists identify gene linking brain structure to intelligence»;
  4. Desrivières S., Lourdusamy A., Tao C., Toro R., Jia T., Loth E., Medina L.M., Kepa A., Fernandes A., Ruggeri B., Carvalho F.M., Cocks G., Banaschewski T., Barker G.J., Bokde A.L., Büchel C., Conrod P.J., Flor H., Heinz A., Gallinat J., Garavan H., Gowland P., Brühl R., Lawrence C., Mann K., Martinot M.L., Nees F., Lathrop M., Poline J.B., Rietschel M., Thompson P., Fauth-Bühler M., Smolka M.N., Pausova Z., Paus T., Feng J., Schumann G. (2014). Single nucleotide polymorphism in the neuroplastin locus associates with cortical thickness and intellectual ability in adolescents. Mol. Psychiatry doi: 10.1038/mp.2013.197;
  5. Характеристики участников см. в таблице 1 из этой статьи;
  6. bigmir)net: «Британские ученые обнаружили ген гениальности»;
  7. Пресс-релиз в ScienceDaily: «It’s important to point out that intelligence is influenced by many genetic and environmental factors. The gene we identified only explains a tiny proportion of the differences in intellectual ability, so it’s by no means a ‘gene for intelligence’»;
  8. Там же: «We wanted to find out how structural differences in the brain relate to differences in intellectual ability. The genetic variation we identified is linked to synaptic plasticity — how neurons communicate. This may help us understand what happens at a neuronal level in certain forms of intellectual impairments, where the ability of the neurons to communicate effectively is somehow compromised».

Автор: Мищенко Екатерина.