SciNat за октябрь 2015 #5: регенерация саламандр, польза от коллег и секрет направленного метастазирования

На обложке свежего Nature рибосвитч — уникальный для бактерий регуляторный элемент, который, как оказалось, может служить отличной мишенью для новых антибиотиков.
Первый ноябрьский номер Nature рассказывает сразу о нескольких замечательных открытиях: о том, почему некоторые опухоли дают метастазы строго в определенных органах, о том, что удивительные способности регенерации саламандр в древние времена не были такими уж редкими, и о том, что оболочники — младшие братья позвоночных — не так сильно от них отличаются, как раньше принято было считать. В Science пишут, что работать в компании лучше — притом и в поле, и в лаборатории, что последний общий предок гоминид был миниатюрным, а также о механизмах подавления зуда и о способностях иммунной системы бороться с раком.

Nature #526(7575) + онлайны: продвинутая регенерация саламандр, становление нервного гребня и секрет направленного метастазирования

• Рак. В США одобрили первый метод терапии рака, основанный на применении модивицированных вирусов герпеса. Пишут, что это должно мотивировать разработку новых препаратов подобного типа. В процессе злокачественного перерождения у клеток часто отключаются нормальные антивирусные ответы, из-за чего раковые клетки становятся более чувствительными к атакам вирусов, чем здоровые. Поэтому с помощью вирусов можно селективно воздействовать на злокачественные клетки. — Cancer-fighting viruses win approval.
  • Химическая биология. Разработан новый тип реагентов, позволяющих модифицировать остатки цистеина в составе белков. Реагенты представляют с собой комплексы органических молекул с палладием. — Chemical biology: Protein modification in a trice, Organometallic palladium reagents for cysteine bioconjugation.
  • Структурка. Структурка капсида и его содержимого одного из представителей Reoviridae — хитрых вирусов, которые транскрибируют свои двуцепочечные РНК-геномы прямо внутри капсидов. Поэтому их двуцепочечная РНК, всегда остающаяся внутри оболочки, не вызывает в клетке антивирусный ответ. — In situ structures of the segmented genome and RNA polymerase complex inside a dsRNA virus.
  • Структурка. Структурка РНК-зависимой РНК-полимеразы вируса гриппа. Этот фермент необходим и для репликации, и для транскрипции генома вируса. — Crystal structure of the RNA-dependent RNA polymerase from influenza C virus.
  • Эпигенетика, рак. Уже известно очень много генетических механизмов, приводящих к развитию рака, а теперь накапливаются еще и данные об эпигенетических путях, которые тоже могут поспособствовать становлению злокачественности. Например, метилирование гистонов H3K27me3 и метилирование ДНК уменьшают выделение опухолевой клеткой факторов, по которым такие клетки ищет иммунная система. — Epigenetic silencing of TH1-type chemokines shapes tumour immunity and immunotherapy.
  • Физиология растений. Почвенным грибам-паразитам растений нужно расти в правильном направлении, чтобы встретиться с подходящим хозяином. Оказывается, чтобы почувствовать близость растения, грибы используют рецепторы феромонов. — Fungal pathogen uses sex pheromone receptor for chemotropic sensing of host plant signals.
  • Палеонтология, биология развития. Саламандры обладают двумя уникальными признаками — во-первых, способностью регенерировать целую конечность, а во-вторых, особенностями развития конечностей в ходе эмбрионального развития (части конечностей у саламандр развиваются не в том порядке, что у других четвероногих животных). Палеонтологи исследовали останки древних амфибия, чтобы выяснить, встречались ли эти две черты совместно и в прошлом. Оказывается, да, эти признаки были свойственными древним четвероногим, но вот на пути к амниотам (пресмыкающимся, птицам и млекопитающим) были утрачены. — Deep-time evolution of regeneration and preaxial polarity in tetrapod limb development.
  • Биология развития. Нервный гребень — это интересная часть зародыша позвоночных, клетки которой, во-первых, мигрируют, а во-вторых, дифференцируются по множетсву разных типов. Все это нужно для того, чтобы создать замечательную голову позвоночного животного — с такими характерными особенностями, как череп и челюсти. Считалось, что у хордовых, которые не относятся к позвоночным, клетки на месте нервного гребня просто превращаются в пигментные. Но оказалось, что у оболочников клетки части зародыша, соответсвующие нервному гребню, способны становиться не только пигментными, но и превращаться в нейроны, и, кроме того, мигрировать. Так что эти животные, хотя и не развили сложных голов, но все же более сходны с позвоночными, чем раньше считалось. — Evolution: On the crest of becoming vertebrate, Migratory neuronal progenitors arise from the neural plate borders in tunicates.
  • Молекулярка. Гликозилазы — ферменты, удаляющие неправильные основания из ДНК, — играют важную роль в ее репарации. Раньше считалось, что гликозилазы сканируют ДНК на предмет ошибок, поворачивая ее основания в свой внутренний карман, и проверяя, насколько основание к нему подходит. Но теперь обнаружилась гликозилаза другого типа, которая обнаруживает неправильные нуклеотиды, ощупывая сахарно-фосфатный остов спирали ДНК. — Molecular biology: DNA repair without flipping out, The DNA glycosylase AlkD uses a non-base-flipping mechanism to excise bulky lesions.
  • Структурка. Структурки ферментов TET, задействованных в метилировании ДНК, подсказывают, как эти белки определяют, где конкретно на ДНК им нужно работать. — Structural insight into substrate preference for TET-mediated oxidation.
  • Рак. Некоторые типы рака образуют метастазы в определенных органах, но до сих пор было непонятно, как именно опухоль направляют клетки к месту назначения. Оказывается, опухоли этих «направленных» типов выделяют экзосомы — мембранные пузырьки, способные сливаться именно с клетками назначения. Экзосомы подготавливают в органе-мишени среду, благоприятную для встречи метастазирующих клеткок. А специфичность самих экзосом к органам-мишеням определяется набором интегринов их мембран. Получается, по интегринам экзосом можно будет предсказать, где искать метастазы. — Cancer: Organ-seeking vesicles, Tumour exosome integrins determine organotropic metastasis. См. также: Экзосома — механизм координации и взаимопомощи клеток организма.
  • Клеточная биология. Обнаружился еще один способ подавления злокачественных процессов в клетке — при подозрительных симптомах, например, при активации сигналлинга через путь RAS, запускается аутофагия ядерной ламины — слоя белков, выстилающего изнатри оболочку ядра и участвующего в организации хроматина. — Autophagy mediates degradation of nuclear lamina.

Science #350(6260) + онлайны: польза от коллег, механизм подавления зуда и миниатюрный предок гоминид

• Наука и общество. Эксперименты над экспериментаторами показали, что и в поле, и в лабораториях исследователи эффективнее работают в компании с коллегами, чем поодиночке. — From the lab to the real world, Peer effects on worker output in the laboratory generalize to the field.
  • Палеонтология. Находка останков древнего (11 млн лет) и при этом миниатюрного примата (вес — около 5 кг), заставляет предположить, что последний общий предок гоминид по ряду признаков напоминал гиббона. — A window into ape evolution, Miocene small-bodied ape from Eurasia sheds light on hominoid evolution.
  • Структурка. Структурка теломеразы инфузорий тетрахимен позволила обнаружить в этом белковом комплексе новые, ранее неизвестные субъединицы. Теломеразу тетрахимен удобнее изучать, чем соответсвующие комплексы дрожжей или млекопитающих, потому что ее компоненты по каким-то причинам всегда собраны вместе. — Structure of Tetrahymena telomerase reveals previously unknown subunits, functions, and interactions.
  • Нейробиология. Легкие прикосновения могут вызывать зуд, который может быть полезен животному, чтобы, к примеру, почувствовать движения паразитов на коже. В то же время, реагировать на любое легкое прикосновение животное не должно. Ученые нашли группу нейронов спинного мозга, которые регулируют чувство зуда, чтобы оно возникало только по делу. — Gate control of mechanical itch by a subpopulation of spinal cord interneurons.
  • Микробиология, физиология. Инфекции и воспаление часто приводят к потере веса, причем не только за счет уменьшения жировых запасов, но и за счет уменьшения масс мышц. Интересно, что этих неблагоприятных эффектов помогают избежать бактерии кишечника. — Disease tolerance mediated by microbiome E. coli involves inflammasome and IGF-1 signaling.
  • Молекулярка. Транскрипционные факторы связываются с определенными регуляторными участками ДНК, влияя на активности близлежацих генов. Регуляторные участки транскрибируются, и получившиеся короткие РНК, как оказалось, полезны, чтобы удерживать транскрипционные факторы там, где они нужны. Поскольку транскрипционный фактор может связываться и с последовательностью РНК, эти короткие транскрипты, обильно нарабатывающиеся с регуляторного элемента ДНК, не дают фактору далеко уйти от этого элемента. — Transcription factor trapping by RNA in gene regulatory elements.
  • Рак, иммунология. Даже если в организме развивается рак, это не значит, что иммунная система организма плохо старалась. Как оказалось, у 9 и 10 пациентов с опухолями кишечника нарабатываются иммунные клетки, распознающие эпитопы, возникшие из-за уникальных для этого пациента мутаций, которые и привели к развитию рака. Получается, что иммунная система все видит, просто в какой-то момент перестает справляться. С учетом тех мутаций, что обнаружила иммунная система, можно будет разрабатывать индивидуальную терапию. — Immunogenicity of somatic mutations in human gastrointestinal cancers. См. также: Одураченные макрофаги, или несколько слов о том, как злокачественные опухоли обманывают иммунитет.
  • Рак, иммунология. Прямо в продолжение предыдущей статьи, нашелся один механизм, из-за которого может не работать терапия, направленная на усиление борьбы иммунной системы пациента с раком. Оказывается, чтобы такой подход был эффективен, обязательно должны быть в порядке рецепторы FPR1, которые позволяют лейкоцитам связываться с опухолевыми клетками. Если ген этого рецептора мутирует и белок теряет функцию, стимулировать иммунную систему пациента уничтожать опухоли бесполезно. — Chemotherapy-induced antitumor immunity requires formyl peptide receptor 1.