биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Получены стволовые клетки клонированной обезьяны

[17 ноября, 2007 г.]

Недавно был впервые получен клонированный эмбрион примата. Линии его стволовых клеток будут использованы для дальнейших исследований. Это достижение может стать серьезным прорывом в разработке методик терапевтического клонирования.

Как известно, из эмбриональных стволовых клеток может развиться практически любая ткань организма. Разумеется, потенциально это дает грандиозные возможности для терапии самых разных заболеваний. При этом, если эти стволовые клетки берутся у самого пациента, их трансплантация не вызывает иммунного ответа и новая ткань организмом не отторгается.

Ранее уже появлялась информация о том, что удалось получить линии эмбриональных стволовых клеток человека. Южнокорейский биолог Ву Сук Хвонг (Woo Suk Hwang) в феврале 2004 года якобы достиг этих результатов, однако впоследствии оказалось, что его исследования были сфальсифицрованы. Таким образом, до недавнего времени единственным млекопитающим, для которого была осуществлена подобная работа, была мышь.

«Получение линий стволовых клеток приматов — это как преодоление звукового барьера!», — говорит Роберт Ланза (Robert Lanza), сотрудник компании Advanced Cell Technology.

Интерес к проблемам клонирования сильно возрос, когда в 1997 году впервые удалось клонировать представителя млекопитающих — знаменитую овечку Долли, хотя стоит отметить, что технология подобных экспериментов была разработана задолго до этого. После Долли было много попыток клонировать приматов, однако они заканчивались неудачно. Один из исследователей, работавших в этой области — Джеральд Шэттен (Gerald Schatten) — использовал для исследования 716 яйцеклеток, но ни одна из них не развилась в полноценный клон. По его словам, на тот момент клонирование человека и других приматов было невозможно принципиально.

На пути к успеху

Команда исследователей под руководством Шухрата Миталипова (Shoukhrat Mitalipov) из Health and Science University на протяжении порядка десяти лет пыталась получить половозрелого клона обезьяны. В процессе их исследований было использовано порядка 15 тысяч яйцеклеток. После неудачных экспериментов, а также после скандала с разработками Хвонга, исследователи решили несколько скорректировать свою задачу, и попытаться вместо взрослого организма получить линию его эмбриональных стволовых клеток. Теоретически это представлялось куда более реализуемой целью.

Первые эксперименты снова были не вполне успешными. В исследование брались клетки кожи обезьян, ядра которых имплантировались в яйцеклетки вместо их «родных» ядер. При этом стволовые клетки, взятые из полученных эмбрионов, после нескольких делений начинали неконтролируемую дифференцировку, теряя тем самым возможность называться «стволовыми».

Однако в январе 2007 года ученым удалось наконец получить линию клеток, которые с течением поколений не теряли свойства стволовых, сохраняя свою способность давать начало любой ткани организма. А спустя еще пару месяцев была получена еще одна аналогичная линия. Также подобные результаты были независимо достигнуты группой под руководством австралийского биолога Дэвида Крэма (David Cram)

Метод проб и ошибок

Шэттен назвает все эти работы «невероятно важными достижениями», однако советует не забывать о том, что до полного решения проблемы еще довольно далеко. До сих пор не ясно, какие конкретно факторы отделяют ученых от окончательной победы. Ведь и группе Миталипова удалось получить лишь 2 линии из 304 яйцеклеток.

Повторение таких исследований на человеческих клетках возможно, однако это потребует такого же, если не большего, количества яйцеклеток. По словам Роберта Ланза, это трудно осуществить из-за того, что законодательство не всегда приветствует подобные работы, а донорам яйцеклеток редко предоставляется существенная компенсация. Ланза надеется, что успехи с работой на приматах позволят убедить законодателей подготовить более благоприятную почву для работы с человеческими клетками: «Да, мы добились того, что это работает у обезьян, так давайте добьемся того же и для человека!»

Миталипов убежден, что все еще рано надеяться даже на то, что в скором времени биологи научатся клонировать обезьян. О клонировании человека речь пока вовсе не идет, ведь даже общественное мнение относительно этой проблемы крайне негативно.

Методики, разработанные группой Миталипова, к сожалению, не подходят для клонирования целых особей. Попытки добиться этого в апреле 2007 года не увенчались успехом. Ни один из 77 эмбрионов, которые ученые пытались пересадить дюжине суррогатных матерей, не смог прижиться и развиться во взрослую особь. Все заканчивали развитие на ранних стадиях.

По словам Миталипова, проблемы с клонированием приматов обусловлены тем, что для успешного осуществления процедуры необходимо определенное сочетание стадии развития эмбриона и физиологического состояния суррогатной матери. «Колония наших обезьян насчитывает порядка 30–40 особей, что довольно много, однако шанс поймать необходимый момент все равно остается небольшим», — говорит исследователь.

1. J.A. Byrne, D.A. Pedersen, L.L. Clepper, M. Nelson, W.G. Sanger, S. Gokhale, D.P. Wolf & S.M. Mitalipov. Producing primate embryonic stem cells by somatic cell nuclear transfer. Nature advance online publication 14 November 2007;
  2. David S. Cram, Bi Song & Alan  O. Trounson. Genotyping of Rhesus SCNT pluripotent stem cell lines. Nature advance online publication 14 November 2007 ;
  3. Материал из новостей Nature.

Автор: Стефанов Юрий.