биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

В генетическом контакте

[22 ноября, 2007 г.]

Буквально пару лет назад еще не было технологий, с помощью которых можно было бы быстро проводить анализ геномов конкретных индивидов. Сейчас научные достижения позволяют не только совершенно по новому взглянуть на перспективы персонализованной медицины и генетики, но даже создавать интернет-сайты, где каждый зарегистрированный посетитель сможет опубликовать информацию о своей ДНК.

Недавно в интернете появился сайт, на котором предлагаются услуги по секвенированию участков геномной ДНК любого желающего. Компания 23andMe, созданная Энн Войцицки (Anne Wojcicki) и Линдой Эви (Linda Avey) представляет проект, соединяющий в себе популярные в настоящее время интернет ресурсы — социальные сети и медико-генетическую консультацию.

23andMe использует микрочипы BeadChip, разработанные компанией Illumina, благодаря которым можно единовременно анализировать более 550 тысяч однонуклеотидных замен в геноме. Обладая такой информацией, о человеке можно сказать очень много.

В частности, на сайте компании клиенту предлагают получить информацию о том, какова вероятность того, что в будущем его ждут определенные заболевания, или каким образом могут проявляться у него те или иные фенотипические признаки. Можно получить, скажем, сведения о риске возникновение диабета или рака груди, а также о том, как рано человек может облысеть.

Анализируя особенности определенных геномных локусов можно также говорить о том, на какой территории проживали предки индивида, велика ли степень его родства с какой-нибудь знаменитостью или исторической личностью. Помимо этого, создатели сайта утверждают, что возможно проследить, как передавались в роду конкретного человека те или иные генетические признаки, какие аллели пришли от матери, а какие от отца при формировании различных фенотипических особенностей.

В своем интервью Энн Войцицки и Линда Эви говорят, что одной из главных их задач является не только доступное объяснение неспециалистам того, какие важные исследования происходят в молекулярной генетике и геномике (на сайте компании помимо прочего размещены образовательные анимационные ролики), но и предоставление возможности любому обывателю ознакомиться с плодами научной деятельности человечества на собственном геноме.

Создатели проекта планируют, что проанализированная информация об особенностях генома каждого клиента будет поступать на персональный геном-аккаунт, в результате чего зарегистрированные пользователи смогут общаться друг с другом и выяснять, например, как давно жил их последний общий предок по материнской или отцовской линии, или даже искать дальних родственников.

Быстрому росту популярности такого проекта, видимо, может помешать то, что пока данные услуги остаются довольно дорогостоящими. Помимо этого, скептически настроенные граждане могут опасаться того, что их «генетическая информация» попадет в интернет.

Источники:

1. Сайт компании 23andMe;
  2. Интервью Энн Войцицки и Линды Эви;
  3. Материал «Жена Сергея Брина создаёт социальную сеть на хромосомах людей»;
  4. Новости Nature: “Personalized genomes go mainstream”.

Автор: Стефанов Юрий.

Re: В генетическом контакте

ирина — 10 июня, 2010 г. 14:06. (ссылка) (свернуть ветвь)

Дискуссии на тему ДНК-генеалогии ведутся адресу
Кроме того, сайт Молген выпускает свой журнал (онлайн-версия http://rjgg.molgen.org (варианты на английском и русском языке)) Печатная версия журнала выходит в Канаде.

Кроме того, теперь и в России есть компания, занимающаяся оказанием ДНК-генеалогических услуг www.gentis.ru

Re: Re: В генетическом контакте

Стефанов Юрий — 10 июня, 2010 г. 17:04. (ссылка)

Спасибо!

Re: В генетическом контакте

Ишкин Александр — 5 февраля, 2008 г. 14:40. (ссылка) (свернуть ветвь)

Еще на слуху проект deCODEme, который занимается примерно тем же, что и 23andMe, то бишь персональной геномикой. Там предлагается познать свой SNP-профиль за 1000$, соответственно, пользователь получает еще и информацию о предрасположенности к болезням и генеалогии. Кстати, отличие этих новых компаний от фирм, занимающихся ДНК-генеалогией, на мой взгляд, состоит именно в упоре на связь генетических полиморфизмов с болезнями, генеалогия тут скорее идет "довеском". И, хотя связи эти еще не до конца изучены, на них уже делают деньги.
Хотелось бы надеяться, что эти компании преуспеют (сейчас, по отзывам блоггеров, ресурсы еще сырые), поскольку для популяризации науки они способны сделать очень многое.

Re: Re: В генетическом контакте

Стефанов Юрий — 5 февраля, 2008 г. 16:47. (ссылка)

Спасибо за комментарий, очень любопытно!

Re: В генетическом контакте

Grigoriev Denis — 23 ноября, 2007 г. 00:20. (ссылка) (свернуть ветвь)

Действительно, еще пару лет назад, совсем небольшая часть россиян, буквально единицы (речь не идет об ученых), слышали о ДНК-тестировании не для медицинских целей. Но это замечание несправедливо для Старого (Европа) и Нового Света. На Западе уже давно стало популярным такое хобби, как Генетическая Генеалогия (ДНК-Генеалогия). Популяризация генетической генеалогии на Западе уже давно идет полным ходом.
Компанию 23andMe никак нельзя назвать пионером или новатором в данном направлении, на мой взгляд. Существуют такие гиганты, как Family Tree DNA, SMGF, Genographic Project и многие другие достойные компании, которые освоили данную сферу уже давно, будучи пионерами на данном поприще. Эти компании поддерживают как коммерческое направление, так и научное. Вот цитата из описания проекта Genographic: «В проекте „География гена“ будет использован очень сложный лабораторный и компьютерный анализ ДНК сотен тысяч людей, включая туземцев и обычных жителей многих стран и городов, чтобы составить карту заселения Земли людьми. Международная команда исследователей под руководством Спенсера Уэллса, доктора философии, штатного исследователя National Geographic, будет собирать образцы, анализировать полученные результаты и сообщит о генетических корнях современного человека.»
Как правило, у всех компаний, занимающихся коммерческим секвенированием ДНК для целей ДНК-генеалогии, имеется свое представительство в интернете. Более того, многие предоставляют качественный сервис, на основе которого пользователи (клиенты) сайта (лаборатории) создают различные сообщества, выделяя гаплогруппные проекты, фамильные и т.д. Существует множество отдельных сайтов, сообществ и форумов, где люди открыто обсуждают полученные результаты и изучают историю, «примеряя» ее на себя, т.е. генетическая генеалогия может служить и отдельным инструментом для изучения истории человечества.
В настоящее время мы наблюдаем интерес у жителей нашей страны к истории своих предков — термин «генеалогия» уже не режет слух… Но как быть, к примеру, детдомовцам? Или тем, чьи поиски в Архивах не привели ни к чему «толковому», а все равно хочется узнать о прошлом своей семьи? В таких случаях на помощь приходит ДНК-генеалогия, помогая изучать историю Рода (как правило, большинство обращает свое внимание на Y-хромосому, передающуюся от отца к сыну из поколения в поколение).
Все больше и больше появляется фирм, предлагающие коммерческие услуги в области ДНК-тестирования для целей ДНК-генеалогии. Кого же выбрать? Естественно, для того чтобы иметь возможность сравнить свои результаты с уже имеющимися и «отнестись» к той или иной гаплогруппе (роду) необходимо как можно больше данных. Поэтому, лидерами в мире ДНК-тестирования для целей молекулярной генеалогии являются те, у кого самая большая база данных результатов.
По мере того, как накапливается количество протестированных людей — растет и интерес к области применения полученных данных. На специализированных форумах существуют дискуссии, связанные с темами персонализованной медицины и генетики, геногеографии и генеалогии.
Для того чтобы вникнуть в тему геногеографии и генетической генеалогии достаточно воспользоваться соответствующими запросами в поисковиках — благо теперь и в рунете существует несколько проектов, популярно освещающих данную тематику (например «Молекулярная генеалогия»).
P.S. Заранее прошу прощения за неточности и грубые ошибки в моем непрофессиональном комментарии.

Re: Re: В генетическом контакте

Чугунов Антон — 23 ноября, 2007 г. 11:43. (ссылка)

Денис, не нужно ни за что извиняться ;-) Вы хоть и не биолог, но, чувствуется, в области ДНК-генеалогии знаете побольше чем мы все вместе взятые. Спасибо за такой подробный комментарий!

Re: Re: В генетическом контакте

Стефанов Юрий — 23 ноября, 2007 г. 01:40. (ссылка)

Благодарности от меня:)

Re: В генетическом контакте

Чугунов Антон — 22 ноября, 2007 г. 20:15. (ссылка) (свернуть ветвь)

Думаю, не будет лишним отметить, что Энн Войцицки — это жена отца-основателя Google Сергея Брина, в прошлом русского. Знакомы они уже много лет — когда компания только появилась на свет, она ютилась в гараже Энн, которая по доброте душевной не брала с Брина и Пэйджа за аренду ни цента.
Теперь Сергей возвращает свой долг с большими процентами — кроме исполнения супружеского долга, он является одним из основных инвесторов “23andMe”.

Re: Re: В генетическом контакте

Аминов Саиджон — 4 ноября, 2013 г. 14:05. (ссылка)

Спасибо за информацию. Я занимаюсь биополем продуктов питания с разнополярными биополями и Ваша информация согласуется с некоторыми моими исследованиями. С ув. С. Аминов.