SciNat за июль 2016 #3: возникновение земледелия, наследование диабета, абстрактные представления у утят

Обложка и спецвыпуск Science посвящены исследованию природных катаклизмов — извержений вулканов, землетрясений, тропических циклонов. — Taming nature’s fury: an in-depth look at natural hazards.
На этой неделе в авторитетных научных журналах вышло так много интересных статей, что коротко все не перечислить. В Nature пишут о прижизненных наблюдениях за индивидуальными гематопоэтическими клетками, о генетике диабета второго типа, о восприятии диссонансов племенами Амазонии и о нейробиологии страха. Спецвыпуск Nature на этой неделе посвящен исследованию боли. В Science можно прочесть о новостях антропологии: о возниконовении земледелия и об удивительно сохранившихся домах Бронзового века, найденных в Англии. Кроме того, в Science пишут о связи состояния хроматина с поведением мышей и об экспериментах, показывающих, что у новорожденных утят есть представления об абстрактных понятиях.

Nature #535 (7611) + онлайны: страх, боль и самоцитирование

• Наука и общество. В Nature пишут об интересном явлении — самоцитировании. Оказывается, мужчины-ученые цитируют сами себя на 56% чаще, чем женщины, если брать исследования, опубликованные с 1779 по 2011, или на 70% чаще, если брать в рассчет лишь работы последних двух десятилетий. — Men cite themselves more than women do.
  • Наука и общество. Коллектив редакторов ведущих научных журналов призывает обращать меньше внимания на импакт-фактор журнала, в котором опубликована статья, для определения ее качества. При этом они ссылаются на распределение цитирований отдельных статей в научных журналах — у этого распределения очень длинный хвост. Это означает, что большинство статей даже самых авторитетных журналов цитируются не очень часто, но небольшая доля популярных работ может резко повышать импакт-фактор журнала. — Beat it, impact factor! Publishing elite turns against controversial metric.
  • Боль. Спецвыпуск Nature посвящен боли — исследованиям индивидуальных особенностей (у мужчин и женщин, например, в создании ощущения боли участвуют разные клетки иммунной системы), поиску генетических вариантов, определяющих эти ообенности, методам визуализации боли, болеутоляющим и плацебо. — Pain, The pain drain, Biomedicine: Move over, morphine, Perspective: Equality need not be painful, Imaging: Show me where it hurts, Neuropathy: A name for their pain, Genetics: An incomplete mosaic, Placebos: Honest fakery, Palliative care: The other opioid issue, Painful progress.
  • Генетика, биология развития. cloche — загадочный ген, запускающий в раннем развитии зародыша разделение клеток-предшественников на эндотелиальные и гемопоэтические линии. Загадочный потому, что до сих пор о нем было известно только то, что он располагается вблизи от конца одной из хромосом. Такое расположение создает массу технических сложностей для исследования гена. И вот в этом номере Nature ученые рассказывают, как они все же ухитрились изолировать и исследовать cloche. — Cloche is a bHLH-PAS transcription factor that drives haemato-vascular specification.
  • Клеточная биология, биология развития. Очень сложные эксперименты по наблюдению за индивидуальными гематопоэтическими клетками живых мышей показали, что дифференцировка этих клеток запускается не теми факторами, которые раньше считались за нее ответственными. Вероятно, с развитием таких методик многие результаты, полученные усреднением данных для целых популяций клеток вне живого организма, окажутся некорректными. — Early myeloid lineage choice is not initiated by random PU.1 to GATA1 protein ratios.
  • Клеточная биология, рак. Активируя канцерогенный путь Hedgehog в клетках кожи мышей, ученые выяснили, что опухоль начинает формироваться, только если этот путь активировался в стволовых клетках, но не в клетках-предшественниках. — Defining the clonal dynamics leading to mouse skin tumour initiation.
  • Нейробиология. Аксоны, идущие от среднего мозга к полосатому телу, важны для контроля движений, но почему-то возбуждаются и при получении неожиданной награды. Новая работа показывает, что эти два свойства характерны для разных аксонов, пусть и идущих в одном направлении. — Rapid signalling in distinct dopaminergic axons during locomotion and reward.
  • Клеточная биология, генетика. По активности гена Fltp можно разделить β-клетки поджелудочной железы, синтезирующие инсулин, на две популяции. Одна состоит из зрелых клеток, а вторая — из клеток, способных делиться. — Physiology: Pancreatic β-cell heterogeneity revisited, Identification of proliferative and mature β-cells in the islets of Langerhans.
  • Генетика. Наследуемость диабета второго типа лишь частично удается объяснить генетическими вариантами, которые встречаются часто. Поэтому до сих пор считалось, что в развитие этого заболевания вносят большой вклад разные редкие варианты. Однако новое масштабное исследование диабетиков не нашло новых редких вариантов, которые существенно повышали бы риск развития диабета второго типа. Так что генетика этой болезни все еще остается загадочной. — Diabetes: Still a geneticist’s nightmare, The genetic architecture of type 2 diabetes.
  • Микробиология. Исследуя микробиом, недостаточно ограничиваться только ролями разных видов микробов. Свойства этих видов могут существенно меняться под действием мобильных генетических элементов. А мобильные генетические элементы удивительно разнообразны — так, у жителей соседних деревень острова Фиджи видовой состав микробиоты сходен, а наборы мобильных генов различаются. — Mobile genes in the human microbiome are structured from global to individual scales.
  • Антропология. В западной музыке различают консонансы и диссонансы — сочетания звуков, воспринимаемые, соответственно, как приятные и раздражающие. Некоторые исследователи предполагают, что восприятие определенных комбинаций звуков как неприятных имеет биологические корни и должно быть общим для всех людей. Исследование одного из племен Амазонии опровергает такую точку зрения — не соприкасавшиеся с западной музыкой люди не воспринимают диссонансные сочетания звуков как неприятные. — Human perception: Amazon music, Indifference to dissonance in native Amazonians reveals cultural variation in music perception.
  • Микробиология. И вот одна из причин, по которой с наследуемостью диабета второго типа все сложно — оказывается, определенные бактерии микрофлоры могут вызвать устойчивость к инсулину. А состав микрофлоры определяется, в том числе, и наследственностью. — Human gut microbes impact host serum metabolome and insulin sensitivity.
  • Иммунология, клеточная биология. Глия — вспомогательные клетки нервной системы, как оказалось, участвует еще и в регуляции активности врожденных лимфоидных клеток. Эти клетки иммунной системы важны для регуляции воспаления и защиты от инфекции слизистыми оболочками. — Glial-cell-derived neuroregulators control type 3 innate lymphoid cells and gut defence.
  • Нейробиология. Опубликованы результаты огромного исследования транскрипции в нейронах мозга макак — от 40-дневных зародышей до детенышей четырехлетнего возраста. Транскрипционные профили нейронов макак очень медленно начинают походить на «взрослые» профили транскрипции. У человека, с его еще более медленным взрослением, процессы созревания нейронов, скорее всего, идут еще дольше. — A comprehensive transcriptional map of primate brain development.
  • Молекулярка. С помощью антител ученым удалось зафиксировать три конформации рецептора β2AR. Он относится к рецепторам, сопряженным с G-белком, которые, как давно подозревали ученые, могут иметь сразу несколько активных и неактивных состояний, по-разному влияющих на жизнь клетки. — Allosteric nanobodies reveal the dynamic range and diverse mechanisms of G-protein-coupled receptor activation.
  • Нейробиология. Новое исследование обнаружило: когда мышь испытывает страх, в ее дорсальной медиальной префронтальной коре возникают колебания активности с частотой в 4 Герца. Если блокировать активность нейронов этой области на восходящей стадии колебаний, страх пропадает, а если на нисходящей — наоборот, усиливается. — Prefrontal neuronal assemblies temporally control fear behaviour.
  • Иммунология, нейробиология. Нервная и иммунная системы тесно связаны, и ученым удалось обнаружить у мышей еще один пример такой взаимосвязи. Интреферон-гамма усиливает передачу сигналов от ингибиторных нейронов и через них может влиять на контуры, отвечающие за социальное поведение. Из-за этого у мышей с нарушениями адаптивного иммунитета резко увеличивалось число связей во фронтальной коре и уменьшалось число контактов с другими особями. — Unexpected role of interferon-γ in regulating neuronal connectivity and social behaviour.

Science #353 (6296) + онлайны: возникновение земледелия, связь состояния хроматина и поведения, абстрактные представления у утят

• Антропология, генетика. Земледелие появилось одновременно сразу у нескольких генетически отдельных популяций людей, а не распространялось лишь одной группой. — First farmers’ motley roots, Early Neolithic genomes from the eastern Fertile Crescent.
  • Антропология. В Англии нашли пять замечательно сохранившихся домов возрастом 3000 лет. Дома были построены на сваях над рекой. Обитатели быстро покинули их во время пожара, и дома погрузились на дно реки. В них сохранились ткани, металические инструменты и гончарная утварь. — A time capsule from Bronze Age Britain.
  • Экология. Популяции бабочек, особенно специализированных и редких, по всему миру сокращаются из-за изменений привычной им среды обитания. — Butterfly communities under threat.
  • Нейробиология, молекулярка. Активность нейронов стимулирует работу генов, отвечающих за перестройку синапсов. Для регуляции работы таких генов необходим комплекс NuRD, размещающий на промоторах особые гистоны H2A.z. Нарушения работы комплекса NuRD приводят к появлению чрезмерно большого числа связей между нейронами мозга мышей, а также к гиперчувствительности животных. — Chromatin controls behavior, Chromatin remodeling inactivates activity genes and regulates neural coding.
  • Экология. Природные сообщества очень гибкие, и, по оценкам экологов, могут пережить потерю около 90% видов. Новое глобальное исследование говорит, что эту границу мы уже перешли на 58% суши. — How much biodiversity loss is too much?, Has land use pushed terrestrial biodiversity beyond the planetary boundary? A global assessment.
  • Зоология. Новорожденные утята имеют представления о понятиях одинаковые/разные. Если вскоре после рождения утятам показать объекты, которые отличаются или не отличаются по цвету или форме, то потом птицы будут предпочитать пары объектов, которые связаны таким же отношением. — Thinking abstractly like a duck(ling), Ducklings imprint on the relational concept of «same or different».
  • Клеточная биология. Для синтеза митохондриальной ДНК, а также для ее распределения по дочерним органеллам важны контакты митохондрий с эндоплазматической сетью. — ER-mitochondria contacts couple mtDNA synthesis with mitochondrial division in human cells.
  • Нейробиология. В гиппокампе образование нервных клеток продолжается в течение всей жизни. Новые нейроны образуются в результате деления стволовых нервных клеток. Выяснилось, что переключать эти стволовые клетки между состояниями покоя и деления можно, модулируя активность транскрипционного фактора Ascl1. — Return to quiescence of mouse neural stem cells by degradation of a proactivation protein.
  • Структурка. Структура комплекса белков, участвующих в создании синапса, передающего сигнал через глутамат. В комплекс входят: β-нейрексин-1 (молекула адгезии на пресинаптических аксонах), церебеллин-1 (важный для организации синапса) и GluD2 (постсинаптический рецептор глутамата). — Structural basis for integration of GluD receptors within synaptic organizer complexes.
  • Структурка. ВИЧ-1 созревают из выпячиваний плазматической мембраны, к которым доставляются вирусные белки. В новой работе опубликованы структуры белка Gag, завершающего эту стадию сборки новых вирусов. — An atomic model of HIV-1 capsid-SP1 reveals structures regulating assembly and maturation.
  • Иммунология, вирусология. Антитела к разным доменам белка E вируса Зика обладают разными свойствами — те, что связываются с III доменом, специфичны и хорошо помогают бороться с вирусом, а те, что связываются с I или II доменом, кросс-реактивны, то есть связываются и с другими мишенями и только усугубляют болезнь. — Specificity, cross-reactivity and function of antibodies elicited by Zika virus infection.
  • Вирусология. Обзор истории распространения вируса Зика и его влияния на здоровье людей. — Assessing the global threat from Zika virus.