биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Косметика против рака кожи

[5 декабря, 2007 г.]

На мышах были проведены испытания крема с ингредиентами, активизирующими естественные механизмы репарации ДНК. Применение данного препарата позволяет предотвратить развитие рака кожи у мышей, а так же приостановить развитие уже существующих опухолей. Если тесты на людях дадут сходные результаты, то в ближайшем будущем стоит ожидать появление кремов от загара, содержащих противораковые компоненты.

Входящее в состав крема вещество под кодовым названием CP-31398 способно активировать дефектные формы естественного супрессора опухолей — белка p53. Эта молекула, именуемая также как «страж генома», контролирует ряд функционально важных клеточных процессов, среди которых — репарация поврежденной ДНК, клеточное деление и апоптоз.

Более чем в половине случаев развития онкологических заболеваний у человека наблюдается наличие в клетках опухолей мутантной формы белка p53. Поэтому многие фармацевтические компании проводят активный поиск соединений, которые могли бы восстанавливать активность поврежденного фермента, либо предотвращать появление мутаций в его гене. Такие вещества стали бы основой для разработки противоопухолевых препаратов.

В 1999 году исследователи из фирмы Pfizer показали, что CP-31398 восстанавливает нормальную активность мутантного p53 в культуре клеток (хотя молекулярный механизм действия вещества остается загадкой). Мохаммед Атар, биохимик из Университета штата Алабама в Бирмингеме, провел серию исследований данного препарата на животных.

В ходе исследований мышам, лишенным волосяного покрова, наносили на кожу крем, который содержал CP-31398, после чего подвергали облучению ультрафиолетом дважды в неделю в течение 35 недель. У мышей, получавших препарат, наблюдалось развитие почти в два раза меньшего количества опухолей по сравнению с контролем (в среднем 7 и 16, соответственно). Данная терапия также влияла на характер развивающихся опухолей у мышей — их размер примерно в 6 раз был меньше, чем у контрольной группы животных. Кроме того, было показано, что исследуемый препарат замедлял рост уже существующих опухолей кожи.

Однако перед тем как использовать CP-31398 на людях (в частности, в различных кремах от загара), необходимо показать его эффективность и безопасность. Несмотря на то, что Атар не обнаружил побочных эффектов на мышах, ранее было показано, что повышенный уровень p53 способен вызывать преждевременное старение. CP-31398 восстанавливает функцию мутантных форм фермента в раковых клетках, однако не понятно, может ли это соединение приводить к повышенной активности p53 в нормальных клетках. Это было бы крайне нежелательным эффектом. Также интересно, может ли данное вещество быть использовано в терапии других форм рака, развитие которых не связано с действием ультрафиолетового излучения.

Источник: Nature.