Рецензия. Кокс и Форшоу «Квантовая вселенная»

Рецензии

«Цель этой книги — сорвать покровы таинственности с квантовой теории — теоретической конструкции, в которой путаются слишком многие, включая даже самих первопроходцев в этой отрасли».

Книга «Квантовая вселенная. Как устроено то, что мы не можем увидеть» издательства «Манн, Иванов и Фербер» написана физиками — профессорами Манчестерского университета Брайаном Коксом и Джеффом Форшоу. На ее страницах авторы объясняют основы квантовой механики. Они рассказывают, как ученые пришли к изучению хаотичного мира элементарных частиц, в котором случается все, что может случиться. А также почему за спиной случайных и контринтуитивных событий выросла теория, обладающая мощной предсказательной силой.

Авторы книги «Квантовая вселенная» преследуют цель объяснить принципиальные моменты поведения электронов и развеять мифы вокруг мира элементарных частиц. Они рассказывают про первые эксперименты, которые ставили в тупик ученых, про их интерпретацию и развитие квантовой теории. Для объяснения, в основном, используют правило циферблатов — наглядный прием, который позволяет понять многие вещи. Например, с его помощью почти «на пальцах» выводят принцип неопределенности Гейзенберга. У Брайана Кокса и Джеффа Форшоу очень понятный язык повествования. Они медленно переходят от одного ключевого момента к другому, и каждый шаг в этом движении продуман. Если вы уже знаете достаточно про поведение элементарных частиц, то книга все равно может оказаться полезной для понимания того, как лучше объяснять такие вещи. Людям же с отрывочными знаниями она поможет закрыть пробелы.

В начале авторы не дают себе возможность разгуляться и довольно долго рассматривают вселенную, состоящую из одной частицы. Но потом все-таки идут по пути усложнения, и «действующих лиц» становится больше. Этот смелый шаг открывает возможность рассказать о природе химической связи и массы, что авторы и делают. Кстати о массе. Эта характеристика вещества непосредственно связана с бозоном Хиггса, который еще не был открыт на момент написания книги. Кокс и Форшоу с нетерпением ждут открытия и пишут о нем, поэтому 2016 год на обложке смотрится немного странно — не хватает первой даты выхода книги. Однако понятно, что на смысл описываемых механизмов последующее обнаружение бозона Хиггса не повлияло, а только их подтвердило.

Перевод с английского Александра Коробейникова кажется менее удачным, чем перевод Натальи Яцюк, которая работала над книгой тех же авторов «Почему Е=mc2? И почему нас это должно волновать». Во-первых, в русской версии книга изменила название. Дословно оно переводится так же, как и одна из глав: «Все, что может случиться, действительно случается». И это лучше отражает смысл. Во-вторых, встречаются довольно корявые места и досадные опечатки, которые сбивают с толку. Однако Кокс и Форшоу невольно позаботились о читателе русскоязычной версии. Они по 10 раз повторяют любой хоть сколько-нибудь сложный момент. Поэтому, если с первого раза вы не поняли излагаемую истину, со второго раза не понял переводчик, то с пятого уж точно все сложится наилучшим образом.

Отмечу, что у книги имеется особенность в плане дизайна. Она яркая, и на ней крупно написано слово «КВАНТОВАЯ». Поэтому следует с осторожностью читать ее в общественном транспорте: люди будут пытаться с вами разговаривать. Особенно, если вы девушка, то обязательно услышите пересказ того самого эпизода из фильма «Люди в черном», когда убить следовало девочку с учебником по квантовой физике (рис. 1). Старички, в свою очередь, споют вам песенку про деградацию молодежи.

Подозрительная девочка из фильма «Люди в черном»

Рисунок 1. Вот она — подозрительная девочка из фильма «Люди в черном»

Короче говоря, для интровертов есть отработанный механизм чтения в метро:

1. Носим книжку обложкой к себе.
  2. Читаем, не сильно демонстрируя миру слово «Квантовая».

Особенно замороченным лучше озаботиться обложкой или электронной версией.