SciNat за сентябрь 2016 #3: новые способные вороны, эпигенетика зародышей и минусы крупных размеров

Дайджест
Спецвыпуск Science на этой неделе посвящён биологии растений. Хотя даже профильным студентам-биологам «физраст» и «вышраст» частенько кажутся непонятными наборами сложных фактов, на деле от развития науки о растениях зависит будущее человечества. Откуда мы будем получать лекарства? Будет ли нам чем питаться? Будет ли нам где жить, наконец? Чтобы ответы на эти вопросы не расстраивали людей, и нужно углублять знания о наших безмолвных зелёных друзьях.
В середине сентября Science и Nature пишут о том, насколько важно изучать растения, как эпигенетические механизмы влияют на развитие зародыша ещё до его прикрепления к стенкам матки, какие ещё бывают летальные нокауты у мышей, и о многом другом.
У гавайских воронов обнаружили способность к работе с орудиями. На обложке нового Nature как раз такой ворон пользуется своим «изобретением». Жаль только, что гавайских воронов сейчас всего чуть больше ста. Но все они самостоятельно обучились в «юности» использовать палочки.

Nature #537 (7620) + онлайны: ум гавайских ворон, калий против иммунитета, эпигенетика молодых зародышей

• Поведение. У гавайских воронов нашли продвинутый вид рассудочной деятельности — использование орудий. Молодые особи учатся этому самостоятельно, без подсказки людей и старших. Из тропических воробьинообразных раньше такое наблюдали у новокаледонских воронов. — Discovery of species-wide tool use in the Hawaiian crow.
  • Драг-дизайн, методы. Большой международный коллектив учёных предложил метод, который позволит создавать пептиды с заданной третичной структурой. Такая структура — гарантия того, что вещество будет действовать в «нужном месте» клетки. Способ подходит и для обычных молекул, которые можно закодировать генетически, и для неканоничных пептидов. — Accurate de novo design of hyperstable constrained peptides.
  • Молекулярка, рак. Если фактор транскрипции p53 недостаточно активен сам по себе, могут возникнуть опухоли. В то же время, как обнаружили исследователи, регулировать нормальные функции p53 может онкобелок SET. Вероятно, взаимодействие p53 и SET можно будет настроить с помощью лекарств, ведь известен его механизм — ацетилирование p53. — Acetylation-regulated interaction between p53 and SET reveals a widespread regulatory mode, Cancer: Acidic shield puts a chink in p53’s armour.
  • Биохимия. Для сборки и нормальной NADH-дегидрогеназного комплекса (он же митохондриальный комплекс 1) дыхательной цепи нужна пара десятков дополнительных субъединиц. Про их функции раньше фактически ничего не знали, а теперь понятно, что некоторые из них даже обязательны для поддержания жизнеспособности клетки. — Accessory subunits are integral for assembly and function of human mitochondrial complex I.
  • Структурка. Рецептор P2X3 — это ионный канал, который активируется под действием АТФ. Его строение до, во время и после такой активации рассмотрели с помощью рентгеноструктурного анализа. — X-ray structures define human P2X3 receptor gating cycle and antagonist action.
  • Иммунология, рак. Активность Т-клеток при раке ограничивают ионы калия, которые в больших количествах выбрасывают погибающие клетки опухолей. Если пострадавшие Т-клетки освободить от лишнего калия, они восстанавливают свою работоспособность. — Ionic immune suppression within the tumour microenvironment limits T cell effector function, Immunology: Channelling potassium to fight cancer.
  • Биология развития, эпигенетика. Группа статей о гистоне H3K4me3 и его модификациях, которые приводят к разнообразным эмбриологическим последствиям на самых ранних стадиях развития зародыша млекопитающего, ещё до его имплантации в стенку матки. Речь идёт также о гистоне H3K27me3 и в целом о том, как доступность хроматина, которой гистоны и руководят, влияет на события сразу после образования зиготы. — Distinct features of H3K4me3 and H3K27me3 chromatin domains in pre-implantation embryos, Broad histone H3K4me3 domains in mouse oocytes modulate maternal-to-zygotic transition, Allelic reprogramming of the histone modification H3K4me3 in early mammalian development, Developmental biology: Panoramic views of the early epigenome.
  • Физиология растений. У водоросли Chlamydomonas reinhardtii процессы фоторецепции, фотосинтеза и активации светозащитных механизмов взаимосвязаны благодаря фототропинам — пигментам, воспринимающим синюю часть спектра. Почти наверняка аналогичные связи есть и у других фотосинтезирующих организмов. — A blue-light photoreceptor mediates the feedback regulation of photosynthesis.
  • Методы, генетика. Казалось бы, генетика мышей изучена вдоль и поперёк благодаря многочисленным исследованиям нокаутов. Тем не менее, учёные продолжают исследовать её в рамках Международного консорциума фенотипирования мышей (International Mouse Phenotyping Consortium). Проверно 5000 линий нокаутов, найдено 410 летальных генов... В общем, работы ещё много. — High-throughput discovery of novel developmental phenotypes.

Science #353 (6305) + онлайны: минусы крупных размеров, встроенные «весы» летучих мышей, океанский микробиом

• Вирусология, методы. Чтобы понять, как гепатит А влияет на процессы, идущие в печени, исследователи создали мышиную модель заболевания аналогом этого вируса. Они выяснили, что при такой инфекции в печени возникает воспаление, и её клетки подвергаются апоптозу. В этом задействован белок MAVS (митохондриальный антивирусный сигнальный протеин) и регуляторный фактор транскрипции интерферонов IRF3. — MAVS-dependent host species range and pathogenicity of human hepatitis A virus.
  • Экология. Чем больше размер морского животного, тем выше для него опасность вымирания. Это показал анализ экологического состояния 2497 видов морских позвоночных и моллюсков. В прошлом такой зависимости уязвимости океанских обитателей от размеров тела не было. — Ecological selectivity of the emerging mass extinction in the oceans.
  • Нейробиология. Кажется, аналог функциональных систем Петра Кузьмича Анохина нашли в гиппокампе. Когда мыши бегают в колесе, у них с некоторой периодичностью активируются различные группы нейронов, притом активация клеток внутри каждой группы синхронная. Правда, системы получились скорее анатомические: указанные группы нейронов связаны друг с другом отростками, но по функциям едва ли не противоположны друг другу. Впрочем, в теории это не должно мешать им управлять одним сложным, многокомпонентным процессом. — Awake hippocampal reactivations project onto orthogonal neuronal assemblies.
  • Микробиология, медицина. Бактерия Citrobacter rodentium вызывает у мышей гиперплазию крипт толстой кишки. Этому микроорганизму выгодно повысить содержание кислорода в кишечнике, поэтому он использует T3SS (систему секреции третьего типа), чтобы запустить патологические изменения тканей крипт и тем самым повысить уровень их оксигенации. — Virulence factors enhance Citrobacter rodentium expansion through aerobic respiration.
  • Экология, микробиология. Функциональные (экологические) и таксономические группы морских бактерий и архей практически независимы друг от друга. Это показал сравнительный анализ метаболизма более 30 тысяч микроорганизмов солёных вод. — Decoupling function and taxonomy in the global ocean microbiome.
  • Нейробиология. Шум, создаваемый деятельностью людей, мешает летучим мышам охотиться. Чтобы снизить нежелательное воздействие громких звуков, они приспосабливаются использовать информацию от разных органов чувств. Скажем, лягушку-робота они будут ловить охотнее, если та издаёт не только звуки, но и запахи. — Bats perceptually weight prey cues across sensory systems when hunting in noise.