Щадящие стволовые клетки

Новость

Биопсия единичного бластомера из зиготы на стадии восьми клеток. «Отщипнутый» бластомер способен дать начало культуре человеческих эмбриональных стволовых клеток, а зародыш — продолжить развиваться дальше.

Основной общественный фактор, ограничивающий исследования в области стволовых клеток человека — биоэтический запрет на разрушение человеческих эмбрионов, являющихся основным источником этого материала. Американским учёным удалось получить линию стволовых клеток, не разрушая эмбриона, при помощи процедуры, аналогичной биопсии при генетическом скрининге беременности. Фактически, подход заключается в отделении одной клетки-бластомера от зародыша в самой ранней стадии, который после этого может продолжать нормальное развитие.

Группа исследователей, возглавляемая учёными из массачусетской компании «Современные клеточные технологии» (Advanced Cell Technology, ACT), опубликовала в журнале Cell Stem Cell отчёт о своих исследованиях, в результате которых удалось получить пять линий стволовых клеток человека, развившихся каждая из одной-единственной эмбриональной клетки [1]. Эта «родоначальная» клетка, отщепляемая от эмбриона на очень ранней стадии развития (зигота, претерпевшая всего три деления и состоящая из восьми клеток), носит название бластомера. Обычно же эмбриональные стволовые клетки получают из эмбрионов на значительно более поздней стадии развития, и не из одной клетки, а из общей массы зародыша. О продолжении развития последнего речи уже, конечно, не идёт.

В новом исследовании, однако, эмбрионы нормально переносили изъятие бластомера (или даже двух) и в 80% случаев продолжали нормальное развитие до стадии бластоцисты. Указанный показатель выживаемости зародышей совпадает с долей успешно развивающихся эмбрионов при ЭКО (экстракорпоральном оплодотворении), в котором, кстати, биопсия эмбриона на ранней стадии давно уже является общепринятой практикой — но только для проведения преимплантационной генетической диагностики, а не для выращивания культур стволовых клеток.

«Основываясь на научных критериях, нет никаких оснований утверждать, что изъятие одного бластомера повреждает эмбрион», — осторожно комментирует этический аспект работы своей группы Роберт Ланца (Robert Lanza), руководитель научно-исследовательского подразделения компании ACT и последний автор в свежей статье [2]. Обычно замороженные эмбрионы уничтожаются в ЭКО-клиниках, но несколько доноров дали своё согласие на исследование не использованных зародышей. «Действительно ли такой метод [получения стволовых клеток] не нарушает развитие эмбрионов — это вопрос, на который мы ещё не готовы ответить со всей строгостью», — говорит Энтони Атала (Anthony Atala), директор Института регенеративной медицины при Университете Уэйк Форрест (Wake Forest), не участвовавший в описываемой работе. Действительно, утверждать об отсутствии вреда для эмбриона можно было бы только в случае имплантации его в плаценту и успешного рождения ребёнка, а потом ещё и пристального медицинского наблюдения за его состоянием в течение нескольких лет. Однако такие эксперименты непременно натолкнутся на общественное осуждение из-за непростых возможных моральных и этических последствий этого опыта.

«Но, в любом случае, работа происходит на эмбрионах, которые всё равно никому не нужны», — продолжает Атала. (Это специфика ЭКО — при успешной имплантации зародышевого яйца в плаценту будущей матери эмбрионы, созданные «в пробирке» с некоторым запасом, замораживаются на неопределённое время.) Действительно, Ланца с сотрудниками, похоже, нашёл решение, способное удовлетворить многих — ведь эмбрионы, так или иначе пропавшие бы впустую в морозилках репродуктивных центров, ещё послужат на благо человечества [3]!

Насущным вопросом для американских исследований является то, попадают ли подобные изыскания под условия государственного финансирования работ по стволовым клеткам? Дело в том, что президент США Джордж Буш дважды воспользовался правом вето на заседаниях конгресса, что привело к запрету федерального финансирования работ по стволовым клеткам, в результате которых разрушаются человеческие эмбрионы. Если же доводы Ланцы и его коллег окажутся достаточно убедительными для государственных мужей, и учёные смогут получить правительственный грант на дальнейшие разработки, уже в ближайшее время количество получаемого клеточного материала можно будет удвоить или даже утроить, чтобы удовлетворить не только собственные потребности, но и запросы других научных лабораторий, уверяет Ланца.

Роберт Ланца и другие учёные, занимающиеся стволовыми клетками, уже подали заявку на грант Национального института здравоохранения США (NIH) для проведения исследований по сравнению потенциала стволовых клеток, полученных из единичных бластомеров и традиционно выделяемых из амниотической жидкости или других источников.

Индуцированные плюрипотентные клетки, названные одним из наиболее значительных открытий 2007 года [4] (клетки, обладающие многими свойствами стволовых клеток, полученные из покровных тканей взрослого организма [5]), также имеют огромный потенциал для регенеративной медицины и фундаментальных исследований, говорит Ланца. Однако исследования по ним только начинаются, и, с учётом того, что многое о стволовых клетках вообще остаётся неизученным и не понятым, исследования должны вестись сразу по нескольким параллельным направлениям.

1. Young Chung, Irina Klimanskaya, Sandy Becker, Tong Li, Marc Maserati, et. al.. (2008). Human Embryonic Stem Cell Lines Generated without Embryo Destruction. Cell Stem Cell. 2, 113-117;
  2. Minkel J.R. (2008). Embryos survive stem cell harvest. Scientific American;
  3. Элементы: «Источником эмбриональных стволовых клеток может стать человеческая кожа»;
  4. Research highlights 2007. (2007). Nature. 450, 1131-1133;
  5. Minkel J.R. (2007). Human stem cell breakthrough: no embryos required. Scientific American.