биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Рецензия на книгу «Гормоны счастья»

[18 декабря, 2016 г.]

Книга «Гормоны счастья» издательства «Манн, Иванов и Фербер» написана ученым, профессором Калифорнийского университета, Лореттой Грациано Бройнинг. В ней рассказано о том, как работают наши молекулы радости, когда и с какой целью. Лоретта описывает механизмы формирования полезных и вредных привычек, опираясь на функции пяти веществ: эндорфина, серотонина, окситоцина, дофамина и «плохого парня» кортизола. Также в ней есть элементы тренинга для желающих научиться управлять выделением гормонов счастья.

«Гормоны счастья» — это книга, посвященная пяти веществам в нашем мозге, которые доставляют радость млекопитающим. Сначала они описаны с фундаментально-научной точки зрения. А именно, рассказано, в ответ на какие внешние сигналы выделяется тот или иной гормон. Разобрано, какие эмоции при этом испытывает человек, и почему это нужно для выживания. Всего рассмотрено четыре приятных людям вещества: эндорфин, серотонин, окситоцин и дофамин. Но рассказ про них был бы не полным без, наоборот, неприятного гормона стресса — кортизола. Во многом развитие наших реакций на данные нейромедиаторы связывается с эволюцией млекопитающих, и этот вопрос подробно разбирается. Стоит отметить, что в научной части, кроме эволюции, акцент сделан еще и на психологию. Так что книга не даст вам глубокого понимания механизма работы гормонов счастья на молекулярном или клеточном уровне. Она написана с другой целью и очень гуманитарно, но не голословно — для аргументации автор нередко прибегает к описанию результатов опытов на животных.

Книга «гормоны счастья» не очень насыщена новой информацией. Она скорее написана так, чтобы читатель хорошо усвоил несколько простых истин. Действие одних и тех же гормонов разбирается то с одной, то с другой точки зрения, иллюстрируется все новыми примерами из жизни автора и животных. Кому же она полезна, если не искателем фундаментальных знаний? (Последним книгу стоит читать страницы до 15 максимум, а, честно говоря, проще вообще ограничиться википедией). Скорее удовлетворение получат люди:

1. которые хотят избавиться от какой-либо вредной привычки. По крайней мере они очень четко поймут, почему отказываться от привычного сложно, будут в состоянии критически оценить свое поведение и лучше осознают механизм формирования нейронных путей.
  2. которые хотят сформировать новую привычку или сделать себе дополнительную «инъекцию» силы воли. В книге описаны способы того, как наименее безболезненно заставить себя делать то, что считает нужным «кора», а не истеричный «рептильный мозг», который, при всем уважении к его стремлению спасти нам жизнь, не очень умный.

Если вы серьезно настроены на тренинг, то лучше покупать бумажную версию книги. Автор часто задает вопросы читателю и предлагает записать ответы на страницах. Вероятно, это может оказаться важной составляющей успеха, если вы решаете, что вам по пути с профессором Лореттой Грациано Бройнинг.

На данный момент «гормоны счастья» — это страшно модная книга. Стоит ее упомянуть в присутствии двух и более людей, как оказывается, что все друзья друзей ее уже прочитали. Не пойдем ли мы все скоро стройными рядами?..