Древний, как акула: в арктических водах нашли рыбу возрастом 400 лет

Новость

рисунок Ольги Посух

При слове «долгожитель» сначала представляется очень старый человек, а за ним — нерасторопная морщинистая черепаха, огромный черный ворон или, на худой конец, слон. Но на самом деле всех вышеперечисленных обошли животные во всех смыслах более древние — акулы. Анализ хрусталика нескольких гренландских полярных акул (Somniosus microcephalus) показал, что половой зрелости они достигают в возрасте около 150 лет, а самая старая из исследованных рыб этого вида дожила предположительно до 392 лет. Это абсолютный рекорд среди позвоночных, побить который под силу лишь одному моллюску, океаническому венусу (Arctica islandica).

12 биологических новостей в картинках

Вообще, мы серьезные люди. Гранит науки хрустит на наших зубах. Мы освещаем такие суровые, такие сложные закоулки биологического знания, до которых не дотянулись фонари других научно-популярных сайтов. Но иногда нам так хочется подурачиться. И рассказать о науке веселым языком, показать ее под другим углом. Нарисовать забавных картинок, написать легкий и смешной текст. Поэтому мы и открыли новую рубрику — «12 биологических новостей в картинках».

Интеллектуальный партнер этих иллюстрированных рассказов — АО РВК.

Акула — это не только источник угрозы для серферов и красивое действующее лицо фильмов о подводном мире, это еще и самое долгоживущее позвоночное, говорят нам авторы статьи, вышедшей в Science в августе 2016 года [1]. Они вычислили возраст 28 самок гренландских полярных акул (Somniosus microcephalus), заглядывая им в глаза, а точнее, проведя радиоуглеродный анализ белков их хрусталиков. Оказалось, что возраст самой старой из найденных особей составляет минимум 272 года, максимум 510 лет. Погрешность метода для этого животного составила 120 лет, так что наиболее вероятным для этой самки называют возраст 392 года. Дольше живут только моллюски океанические венусы (Arctica islandica) [2].

Почему белки хрусталиков? Дело в том, что они практически не обновляются, и их молекулы формируются еще до рождения акуленка. (Гренландские акулы яйцеживородящие, то есть внутри самки образуются «обычные» яйца, но она их не откладывает, а носит в себе, и детеныши вылупляются внутри организма матери.) Таким образом, на протяжении всей жизни рыбы в белках ее хрусталика находятся одни и те же атомы углерода, и по изотопному составу таких белков можно определить, когда животное появилось на свет.

Суть радиоуглеродного анализа в том, что в органических молекулах, помимо изотопа углерода-12, содержится некоторое количество радиоактивного углерода-14. Их соотношение постоянно при жизни, так как ткани все время обновляются, но начинает меняться после смерти, потому что новые углероды-14 не добавляются, а старые потихоньку распадаются на атомы азота и электроны. Раз белки хрусталика не обновляются, в них происходит примерно то же, что и в тканях мертвых животных.

Правда, есть одна проблема. Образцы для радиоуглеродного анализа очень чувствительны к загрязнению другими радиоактивными изотопами. И оно точно было: около 60 лет назад ядерные державы активно тестировали свои разработки. Однако ученые поняли, какие поправки надо вносить в расчеты, чтобы учесть выброс радиоактивных изотопов, вызванный бомбами. Кроме того, у них имелся и альтернативный источник информации о возрасте акул — их длина. Считается, что гренландские полярные акулы вырастают в среднем на сантиметр за год.

Самок акул вылавливали у побережья Гренландии (стоит помнить, что эти акулы живут не только там) на глубине от 132 до примерно 1200 метров. Брали только тех, чья длина превышала 4 метра. Считается, что это минимальный размер для половозрелой самки. Кроме того, ученым попалась и совсем маленькая акула длиной 42 сантиметра, которой на момент отлова было около года, и ее чуть более зрелая товарка длиной 282 сантиметра. Их использовали в качестве контроля.

Радиоуглеродный анализ белков хрусталика пойманных акул показал, что всем им, кроме двух упомянутых выше, было более 156 лет. Если 4 метра — это и впрямь эталон длины «девочка созрела» для гренландских акул, получается, что самки этого вида становятся готовы к размножению в 150 лет. 150, Карл! Ну а средний возраст представителя этого вида, судя по всему, составляет 272 года (плюс-минус 75 лет). Самыми старыми оказались две акулы длиной 493 и 502 сантиметра. Их возраст посчитали как 335 и 392 года соответственно.

Древний, как акула: в арктических водах нашли рыбу возрастом 400 лет

рисунок Ольги Посух

Как гренландские акулы умудряются так долго жить? Пока это не очень-то понятно, учитывая, что в странах, в водах которых она обитает, даже не знают, нуждается ли этот вид в охране. Известно только, что гренландские полярные акулы очень медленно растут и столь же медленно плавают (со скоростью всего-то 3 километра в час — пешком быстрее). Плюс ко всему, они проводят всю жизнь в очень холодной воде арктических морей, и чтобы выжить, им приходится накапливать вещества, которые в каком-то смысле можно считать консервантами. Было бы интересно их изучить и тоже попробовать пожить до 400. Хотя, конечно, тянуть с замужеством до 150 не хочется.

1. Nielsen J., Hedeholm R.B., Heinemeier J., Bushnell P.G., Christiansen J.S., Olsen J. et al. (2016). Eye lens radiocarbon reveals centuries of longevity in the Greenland shark (Somniosus microcephalus). Science353, 702–704;
  2. Преодолевшие старение. Часть I. Кому выпал эволюционный джекпот?.