Скандалы, интриги, расследования: с какими гоминидами спали наши предки?

Новость

рисунок Ольги Посух

Вот уже несколько лет после расшифровки генома неандертальца мы все привыкаем к мысли, что во всех нас есть их гены. И вот недавно — новый удар: у некоторых современных людей есть еще и гены денисовцев — то ли Homo sapiens, то ли какого-то близкого вида людей, найденного в пещере на Алтае. С кем еще успели обменяться генами наши непосредственные предки? Фуф, ну хоть не с индонезийскими карликами Homo floresiensis! Но это не точно.

Каждый год мы узнаем об эволюции человека что-нибудь новое. Данные, которые еще в университете нам преподносили как передний край науки, сейчас уже могут быть неполными, неточными или попросту неверными. Может быть, пока готовится эта заметка, какой-нибудь научный журнал верстает статью, которая опровергнет часть изложенного здесь — или вообще все сразу. И все же тема у этой продолбанной новости такая, что обойти ее стороной никак нельзя. Она волнует всех взрослых Homo sapiens. Надо думать, она волновала и всех взрослых Homo neanderthalensis, и всех взрослых гоминид, в том числе уже давно вымерших. И тема эта — секс.

Судя по новейшим данным, половая жизнь предков человека не менее запутана, чем у их потомков — то есть нас с вами. Скандалы и интриги, в которых представители одних видов гоминид скрещивались с представителями других видов, остались в прошлом, а вот расследования ученые ведут и по сей день.

Если пару-тройку десятков лет назад антропологи спорили, приходятся ли неандертальцы людям предками, то сейчас по этому вопросу вроде бы достигнут консенсус. Мы от них не происходили, но некоторое время были их соседями, и определенное генетическое сходство у нас есть. Когда расшифровали геномы Homo sapiens и Homo neanderthalensis, выяснилось, что 1–3% генома современных неафриканцев — это гены неандертальцев. Так что если вас кто-то пытается обозвать неандертальцем, смело отвечайте, что он не открыл вам ничего нового (если, конечно, вы не абхазский негр: тогда ваш собеседник врет).

Откуда эти гены у нас взялись и что они кодируют — интересный вопрос, и ответы на него потихоньку начинают появляться. Ну то есть очевидно, конечно, что передача генов осуществляется у нас только одним путем — половым. В переводе на небиологический язык это означает, что древние Homo sapiens занимались сексом с неандертальцами. Притом происходило это за пределами Африки, в Евразии, и в разных уголках континента с разной частотой. Первая встреча, если верить анализу ДНК из окаменелых пальцев неандертальцев, произошла почти сразу же после выхода наших предков из Африки — 50 000 лет назад [1].

А ведь кроме неандертальцев были еще и денисовцы [2]. Пока не очень понятно: то ли это был такой подвид человека разумного, то ли отдельный вид. Поэтому их иногда обозначают Homo sapiens ssp. Denisova, а иногда Homo sp. Altai. Нашли их впервые в Денисовой пещере на Алтае, и если верить датировкам тамошних останков, жили они в этой пещере весьма недавно — еще 30–50 тысяч лет назад. Генетический анализ «биоматериала» денисовца и неандертальца, найденного в той же пещере, показал, что эти два вида (или вид и подвид?) Homo вступали в половые связи друг с другом, и у них 17% общих генов [3].

Дальше — больше. Оказалось, что у меланезийцев тоже есть гены денисовцев [4], а значит, предки жителей этого региона тоже встречались с таинственными сибирскими гоминидами (хотя не факт, что эти встречи случались именно в Сибири). Ну а раз предки современных людей укрепляли межвидовые связи то с неандертальцами, то с денисовцами, могло ли быть так, чтобы они спали и с теми и с другими?

Разгульная жизнь древних сапиенсов

рисунок Ольги Посух

Исследование, вышедшее в 2016 году, показало, что могло. У некоторых меланезийцев в геноме обнаружили по 1,34 гигабазы неандертальской ДНК и по 303 мегабазы денисовской [5]. В этом исследовании анализировали геномы 1523 современных людей со всего мира (35 из них были меланезийцами). И, судя по результатам таких анализов, Homo sapiens массово устраивали смешанные браки с неандертальцами и денисовцами (конечно, одновременно только с кем-то одним из двух, родителей-то может быть только двое) на территории Евразии минимум трижды.

Первый раз с неандертальцами встретился общий предок всех не-африканцев. Во второй раз со своими эволюционными кузинами переспал общий предок европейцев и азиатов, а общий предок меланезийцев от них уже отделился (и нашел себе денисовку). И наконец, в третий раз на свидание с неандертальцами сходил общий предок всех азиатов, от которого европейцы к тому времени уже отделились. Это, кстати, объясняет, почему у азиатов неандертальских генов больше, чем у жителей Европы. Так что пойди теперь разберись, кто там кому приходится прабабушкой или прадедушкой.

Интересно, что ни неандертальцы, ни денисовцы не оставили своего следа в той части ДНК человека, где находится широко известный «ген речи», FOXP2 [6]. Именно его активность связывают с умением говорить. А речь, как мы помним, — отличительная черта человека разумного. Зато Homo neanderthalensis, видимо, подарили нам ряд генов, повышающих способность иммунитета бороться с некоторыми заболеваниями.

А вот денисовцы, наоборот, сыграли с человеком разумным злую шутку. Исследование, посвященное встречам этих двух разновидностей людей [7], вышло в Cell через пару месяцев после сообщения об открытии, что у меланезийцев есть ДНК всех сразу. Благодаря нему стало понятно, что предки современных жителей южной Азии сначала встретились с неандертальцами и только потом — с денисовцами. Варианты генов, с высокой вероятностью делающие мужчин менее плодовитыми, появились у наших предков именно после секса с денисовцами. Так себе эволюционный подарочек. Но ничего! Гены неандертальцев и денисовцев в нашей ДНК тоже подвергались отбору, и часть из них уже вымело из нашего генома.

Если после прочтения всей этой истории вам начало казаться, что предки современных людей были слишком уж неразборчивы в связях, для вас есть одно небольшое утешение. О нем тоже стало известно в прошлом году. Загадочный миниатюрный человек флоресский (Homo floresiensis), про которого считали, что он соседствовал с Homo sapiens на острове Флорес в Индонезии, почти наверняка с нашими непосредственными предками не скрещивался. Тот единственный его скелет, который некоторые считают просто останками больного карлика Homo sapiens, оказался старше, чем изначально показал радиоуглеродный анализ [8]. Если раньше думали, что ему минимум 12 тысяч лет, то теперь стало ясно, что этим бренным костям никак не меньше 50 тысяч лет, а скорее даже больше.

Человеку флоресскому не повезло в делах любовных

рисунок Ольги Посух

Именно в это время, около 50 тысяч лет назад, современные люди заселили Австралию и острова на пути от Евразии к ней. В число этих островов входили и те, что сейчас принадлежат Индонезии. Таким образом, если раньше те, кто признавал флоресского человека отдельным видом, почти не сомневались, что он видел Homo sapiens (ну или на худой конец денисовцев), то теперь сомнений в этом стало куда больше. Чтобы разрешить их, потребуется секвенировать геном Homo floresiensis и сравнить его с геномами современных людей. Если у нас есть гены человека флоресского, значит, эти два вида сосуществовали некоторое время. Но таких генов, судя по данным новой статьи, скорее всего, не найдется. Это, конечно, не добавляет целомудрия Homo sapiens: мы и так уже поняли, что представители этого вида частенько изменяют сами себе с другими. Зато определенности в данных антропологии после исследования генома Homo floresiensis точно прибавится.

Помимо установления родства одних гоминид с другими, в антропологии еще куча нерешенных вопросов. Например, когда непосредственные предки нашего вида вышли из Африки и куда они оттуда направились? А впрочем, это уже совсем другая история [9].

1. Prüfer K., Racimo F., Patterson N., Jay F., Sankararaman S., Sawyer S. et al. (2014). The complete genome sequence of a Neanderthal from the Altai Mountains. Nature. 505, 43–49;
  2. Древняя ДНК: привет из прошлого;
  3. Pennisi E. (2013). More genomes from Denisova Cave show mixing of early human groups. Science. 340, 799;
  4. Reich D., Green R.E., Kircher M., Krause J., Patterson N., Durand E.Y. et al. (2010). Genetic history of an archaic hominin group from Denisova Cave in Siberia. Nature. 468, 1053–1060;
  5. Vernot B., Tucci S., Kelso J., Schraiber J.G., Wolf A.B., Gittelman R.M. et al. (2016). Excavating Neandertal and Denisovan DNA from the genomes of Melanesian individuals. Science. 352, 235–239;
  6. От слов к делу: как ген, ответственный за речь, изменил судьбу нашего вида;
  7. Sankararaman S., Mallick S., Patterson N., Reich D. (2016). The combined landscape of Denisovan and Neanderthal ancestry in present-day humans. Curr. Biol. 26, 1241–1247;
  8. Sutikna T., Tocheri M.W., Morwood M.J., Saptomo E.W., Jatmiko, Awe R.D. et al. (2016). Revised stratigraphy and chronology for Homo floresiensis at Liang Bua in Indonesia. Nature. 532, 366–369;
  9. Генофонд австралийских аборигенов хранит ключ к тайне выхода человека из Африки.