Уколы от Эболы

Новость

рисунок Ольги Посух

В 2014 году на весь мир гремела печальная новость: эпидемия лихорадки Эбола поразила Африканский континент. Лекарства от этого заболевания тогда не было, а смертность составляла около 90%. После такой масштабной трагедии ученые ускорили разработку лекарств и вакцин против этой геморрагической лихорадки. И вот — первый успех! В журнале The Lancet опубликованы результаты первого открытого рандомизированного клинического исследования противовирусной вакцины.

12 биологических новостей в картинках

Вообще, мы серьезные люди. Гранит науки хрустит на наших зубах. Мы освещаем такие суровые, такие сложные закоулки биологического знания, до которых не дотянулись фонари других научно-популярных сайтов. Но иногда нам так хочется подурачиться. И рассказать о науке веселым языком, показать ее под другим углом. Нарисовать забавных картинок, написать легкий и смешной текст. Поэтому мы и открыли новую рубрику — «12 биологических новостей в картинках».

Интеллектуальный партнер этих иллюстрированных рассказов — АО РВК.

Лихорадка Эбола — острое вирусное заболевание, вызванное одноименным вирусом (рис. 1) и поражающее в основном высших приматов и иногда их парнокопытных друзей. Как и многие вирусные заболевания [1], это болезнь редкая, но очень опасная. Во-первых, она передается при контакте с кровью и выделениями заболевшего, то есть заразиться ею относительно несложно, а во-вторых, смертность от нее очень высока. Вспышки наблюдаются в основном в Западной и Центральной Африке.

Сам вирус принадлежит к семейству филовирусов, геном которых представлен одноцепочечной РНК, кодирующей всего семь структурных белков. Два из них способны подавлять врожденный иммунитет, мешая защитной интерфероновой сигнализации клеток пораженного организма [2]. Как в известной поговорке, вирус Эбола оказался мал, да удал.

Структура вируса Эбола

Рисунок 1. Молекулярная структура вируса Эбола.

Студия Visual Science.

В 2014 году вспыхнула масштабная эпидемия лихорадки Эбола, распространившаяся из Гвинеи на всю Западную Африку. Благодаря авиасообщению болезнь затронула даже Великобританию, Италию и США. К счастью, американские и европейские врачи сумели быстро сориентироваться, и большинство заболевших выжило. А вот в Африке всего за год погибло около 10 000 человек. Согласитесь, цифра для редкого тропического вируса весьма немалая.

Трагедия такого масштаба побудила ученых ускорить поиск способов предотвращения повторных вспышек болезни. Одна из самых перспективных идей по лечению лихорадки Эбола заключалась в использовании моноклональных антител против оболочки вируса [3]. Такие антитела связываются с вирусными частицами и помогают зараженному организму распознавать и уничтожать их, вовлекая в процесс иммунные клетки и гуморальную защиту, в частности — систему комплемента. В результате вероятность победы над вирусом значительно повышается.

Впрочем, предотвращать лучше, чем лечить, и основное внимание исследователи уделили изобретению вакцины против болезни Эбола. Наиболее перспективными считают генно-инженерные (рекомбинантные) вакцины .

Об одном из типов таких вакцин — ДНК-вакцинах — подробно рассказано в статье «Что такое ДНК-вакцины и с чем их едят?» [4].

В 2016 году журнал The Lancet опубликовал результаты первого успешного рандомизированного клинического испытания рекомбинантной векторной вакцины против вируса Эбола [5]. Некоторые успехи были и до него: например, в августе 2015 года вышла статья о том, что вакцина VSV-EBOV успешно защитила макак от заражения вирусом [3, 6]. В декабре 2016-го отечественные исследователи сообщили об успешных испытаниях (подтверждении высокой иммуногенности) российской вакцины «ЭпиВакЭбола» на здоровых добровольцах.

Действие канадской векторной вакцины V920 (rVSV-ZEBOV) основано на том, что организм, в который она введена, иммунизируется против поверхностного гликопротеина заирского вируса Эбола (Zaire ebolavirus, ZEBOV). Конечно, в вакцинный препарат не отважились включить сам возбудитель, в каком бы «дряхлом» состоянии он ни был. В организм запускают «обманку» — безобидный рекомбинантный вирус везикулярного стоматита (rVSV), РНК-геном которого вместо собственного поверхностного гликопротеина кодирует «эбольный» (рис. 2). Иными словами, rVSV служит безопасным вектором, привносящим в организм антиген вируса Эбола, к которому образуются антитела [7]. После такой тренировки организму будет чем обороняться в случае настоящего заражения.

фраза

Рисунок 2. Замена поверхностного белка вируса везикулярного стоматита на гликопротеин вируса Эбола. Буквами обозначены гены, кодирующие структурные вирусные белки.

фраза

Чтобы увидеть рисунок в полном размере, нажмите на него.

Рисунок Ольги Посух.

Клиническое исследование V920 началось несколько лет назад, и о первых результатах сообщали еще в 2015 году [8]. В декабре же прошлого года были опубликованы окончательные результаты [5]. Вакцинацию проходили жители гвинейского города Конакри и прилегающих к нему районов, а также городов Томколили и Бомбали в Сьерра-Леоне. После того как регистрировался случай заболевания лихорадкой Эбола, в специальный реестр вносили все контакты и контакты контактов заболевшего. Именно этих людей и использовали в качестве испытуемых: ученые случайным образом разделили их на группы и всем ввели вакцину в дельтовидную мышцу, но одним группам сразу, а другим — через 21 день. Всего таким образом ученые вакцинировали почти 6 000 человек! Конечно, без небольших побочных эффектов не обошлось: некоторые жаловались на головную боль, мышечную «ломку», повышенную утомляемость. Но всё это в сравнении со страданиями больного лихорадкой Эбола, разумеется, мелочи.

Таким масштабным исследованием ученые подтвердили, что вакцина работает. Что ж, будем надеяться, что жители Западной Африки смогут теперь не опасаться вируса Эбола и что когда-нибудь вызываемая им лихорадка исчезнет с лица Земли, как исчезла оспа.

1. Вирусы и человек. Противостояние длиной в тысячелетия;
  2. Christopher F. Basler. (2015). Innate immune evasion by filoviruses. Virology. 479-480, 122-130;
  3. Вирус Эбола и макака резус: получено новое эффективное лекарство;
  4. Что такое ДНК-вакцины и с чем их едят?;
  5. Ana Maria Henao-Restrepo, Anton Camacho, Ira M Longini, Conall H Watson, W John Edmunds, Matthias Egger, et al.. (2017). Efficacy and effectiveness of an rVSV-vectored vaccine in preventing Ebola virus disease: final results from the Guinea ring vaccination, open-label, cluster-randomised trial (Ebola Ça Suffit!). The Lancet. 389, 505-518;
  6. A. Marzi, S. J. Robertson, E. Haddock, F. Feldmann, P. W. Hanley, D. P. Scott, et al.. (2015). VSV-EBOV rapidly protects macaques against infection with the 2014/15 Ebola virus outbreak strain. Science. 349, 739-742;
  7. T. W. Geisbert, H. Feldmann. (2011). Recombinant Vesicular Stomatitis Virus-Based Vaccines Against Ebola and Marburg Virus Infections. Journal of Infectious Diseases. 204, S1075-S1081;
  8. M. Enserink. (2015). Unusual Ebola vaccine study pays off in Guinea. Science. 349, 569-570.