биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»

[28 февраля, 2008 г.]

В 1918–1919 годах пандемия гриппа — «испанки» — унесла, по меньшей мере, 20–50 миллионов жизней. Болезнь была вызвана особым штаммом вируса H1N1, предположительно произошедшим от вируса, распространённого среди диких птиц. Недавно выяснено, что такая «пересадка» вируса с животных на человека была обусловлена мутацией всего двух остатков в гемагглютинине — белке оболочки вируса, участвующего в заражении. Изучив структурные особенности «взлома» гликорецепторов эпителия дыхательных путей человека гемагглютининами различных штаммов вируса, учёные объясняют биохимию этого трагического «нашествия».

Вирус гриппа [2]

Вирус гриппа относится к семейству ортомиксовирусов (Orthomyxoviridae) и включает серотипы А, В и С. Первый также разделяется на подтипы, классификация которых основана на вариантах гемагглютинина (H) и нейраминидазы (N) — белков оболочки вируса (см. рисунок), отвечающих за связывание с клетками дыхательного эпителия и внедрением в них (гемагглютинин) и, наоборот, «извлечение» вируса из клеток хозяина (нейраминидаза). В название штамма вируса обычно входит место первичного появления, номер и год выделения и характеристика HN — например, A/Moscow/10/99 (H3N2), A/New Caledonia/120/99 (H1N1), B/Hong Kong/330/2001.

Впервые появившись в XVI веке, грипп вызывает регулярные эпидемии и пандемии, причём с серотипом А связывают эпидемии с промежутками 2–3 года (наиболее крупные эпидемии и пандемии сведены в таблицу), а с серотипом B — каждые 4–6 лет. Серотип С эпидемий не вызывает; исключение составляют единичные вспышки у детей и ослабленных людей.

ГодСеротипРаспространение
1889–1890H2N8Тяжёлая эпидемия
1900–1903H3N8Умеренная эпидемия
1918–1919H1N1Тяжёлая пандемия [1]
1933–1935H1N1Средняя эпидемия
1946–1947H1N1Средняя эпидемия
1957–1958H2N2Тяжёлая пандемия
1968–1969H3N2Умеренная пандемия
1977–1978H1N1Средняя пандемия

Испанский грипп (или «испанка» [1]) — пандемия 1918–1919 годов — считается самой страшной пандемией гриппа за всю историю человечества. При заболевших 21% населения Земли, умерло ≈3–5% (50–100 млн. человек), что затмило по своему масштабу даже окончившуюся примерно в то же время Первую мировую войну.

Слева — электронная микрофотография вирионов гриппа, увеличение ≈100 000 раз. Справа — молекулярное строение вируса гриппа; из 11 вирусных белков, закодированных в геноме, состоящем из нескольких фрагментов РНК, подписаны только гликопротеины оболочки гемагглютинин (HA) и нейраминидаза (NA).

Пандемия гриппа-«испанки» [1] прогремевшая по всей земле в 1918–1919 годах и унесшая около 50 миллионов человеческих жизней, была вызвана вирусом гриппа серотипа N1H1 (для объяснения классификации см. врезку), «перекинувшегося» с диких птиц — своих природных носителей — на человека. Случившись однажды, такое может случиться и теперь: ведь уже известны случаи (в том числе и смертельные) заражения людей «более современной» модификацией птичьего гриппа — H5N1, зарегистрированного преимущественно в восточной Азии. До сих пор эти случаи заражения не перешли в эпидемию, однако чтобы встретить опасность во всеоружии, необходимо знать механизм, который однажды превратил вполне безопасный для человека вирус в настоящую угрозу всему человечеству.

Ключевой этап заражения вирусом гриппа — связывание белка вирусной оболочки гемагглютинина (ГА) с сиалогликорецепторами на поверхности клеток дыхательного эпителия организма-носителя. (Сиалогликорецепторами будем называть интегральные мембранные рецепторы, модифицированные олигосахаридными молекулами, в частности — остатками сиаловой кислоты.) Вслед за связыванием гемагглютинин «вскрывает» мембрану эпителиальной клетки, и содержимое вирусной капсулы переходит в заражаемую клетку.

Считается, что передача вируса от птиц людям обусловлена адаптацией гемагглютинина вируса «птичьего» штамма к гликанам (углеводным составляющим сиалогликорецепторов) человеческих клеток, а именно — «переключением» с α2–3 сиалогликанов («птичий тип») на отличающиеся типом гликозидной связи α2–6 сиалогликаны («человеческий тип»), преобладающие на поверхности эпителиальных клеток верхних дыхательных путей человека.

Учёным из Массачусетского технологического института удалось связать топологию углеводов на поверхности сиалогликорецепторов со способностью взаимодействовать с гемагглютининами из различных штаммов вируса [3], а также дать биохимическое объяснение распространению птичьего вируса гриппа среди людей, ставшего причиной трагедии 1918-го [4]. Оказалось, что способность связываться (а, значит, и заражать) с «человеческими» α2–6 рецепторами появилась у штамма H1N1 вируса птичьего гриппа после... всего двух мутаций в молекуле гемагглютинина. «Сродство вирусного гемагглютинина к человеческим сиалогликорецепторам, судя по всему, — важнейшая составляющая вирулентности. Две мутации драматическим образом влияют на сродство гемагглютинина к рецепторам, находящимся в верхних дыхательных путях человека», — говорит Рэм Сасисекаран (Ram Sasisekharan), ведущий автор обеих публикаций.

Изучив структурные особенности гликанов в α2–3 и α2–6 рецепторах, исследователи пришли к выводу, что гликан на поверхности рецептора может находиться в разных топологических формах: «конусоподобной» — когда «разрешённая» область для углеводных цепей описывается конусом) — и «зонтикообразной» — когда вытянутые углеводные цепи могут разворачиваться шире, наподобие раскрытого зонтика (см. рис. 1). Одним из главных наблюдений стало, что «конусоподобная» форма характерна для α2–3 рецепторов (что связано с топологией 2–3-гликозидной связи) и для α2–6 рецепторов с короткой углеводной цепью. В α2–6 рецепторах с более длинной цепью (>4 углеводных остатков) гликан приобретает «зонтикообразную» форму, отличающуюся способом связывания с гемагглютинином.

Учёные называют найденное различие основной причиной, по которой птичий вирус гриппа не может (пока ещё?) «перекинуться» на человека. В специализированном эксперименте исследователи изучили связывание гемагглютининов различных типов с сиалосахаридами типов α2–3 и α2–6. «Птичий» гемагглютинин из штаммов H1N1, H3N8 и H5N3 практически не связывался с α2–6-гликанами, отлично взаимодействуя с «родным» для себя α2–3 типом; гемагглютинины человеческих вирусов связывались с обоими типами гликанов, отдавая «предпочтение» молекулам с «зонтикоподобной» топологией — то есть, α2–6-гликанам со сравнительно длинной углеводной цепью. Основываясь на этих наблюдениях, учёные делают вывод, что «человеческие» гемагглютинины H1 и H3 произошли от своих «птичьих» предков, приобретя способность эффективно взаимодействовать с «зонтикоподобными» α2–6 рецепторами и, следовательно, заражать людей.

Рисунок 1. «Конусообразная» (слева) и «зонтикоподобная» (справа) топологии α2–3 и α2–6 сиалогликанов. Соответствующая топология определяется торсионными углами в трисахаридах Neu5Ac-α2–3-Gal-β1–3/4-GlcNAc и Neu5Ac-α2–6-Gal-β1–4-GlcNAc (где Neu5Ac — N-ацетилнейраминовая кислота, Gal — галактоза и GlcNAc — N-ацетилглюкозамин). Конформационный анализ этих трипептидов подтверждает, что для α2–3-молекулы характерная только «конусообразная» форма гликана (этому способствует сама геометрия 2–3-гликозидной связи), а α2–6-молекулы могут принимать обе формы (топология «раскрытого зонтика» характерна для сравнительно длинных олигосахаридов (>4 углеводных остатков)) [3].

Установив, как топология углеводной «шапки» сиалогликорецепторов влияет на связывание с гемагглютинином, исследователи сосредоточились на сравнении вирулентности нескольких штаммов вируса гриппа, существовавших во время пандемии 1918–1919 гг. и различающихся только гемагглютинином — что чрезвычайно удобно для такого исследования [4]. Вирулентность изучали на хорьках — обнаружилось, что их дыхательный эпителий устроен практически так же, как и человеческий — с точки зрения распространённости сиалогликорецепторов. В работе сравниваются:

• «тот самый» A/South Carolina/1/1918 (SC18), крайне заразный для человека и селективно связывающийся с α2–6-рецепторами с длинными углеводными цепями;
  • NY18, ГА которого отличается от SC18 лишь одним аминокислотным остатком, слабо вирулентный и демонстрирующий смешанное α2–3/6 связывание, и
  • AV18, содержащий две мутации в ГА (ещё одну, кроме аналогичной в NY18), не опасный для человека — видимо, по причине неспособности связываться с α2–6-рецепторами (избирательно связывается с α2–3-типом).

Чтобы понять структурный механизм, обуславливающий избирательность взаимодействия гемагглютининов с гликанами рецепторов, исследователи основывались на уже существующих кристаллографических структурах H1-ГА в комплексе с гликанами [5]. Анализ комплексов показал, что гемагглютинин штамма SC18 идеально подходит для связывания гликана в топологии α2–6 (рис. 2а) — образуя специфические взаимодействия как с его «базовой» областью (или областью «рукояти зонтика»), так и в «распрямлённой» области. По сравнению с наиболее вирулентным штаммом, комплекс NY18-ГА с гликаном отличается отсутствием специфического стабилизирующего взаимодействия с ASP225 (в NY18 этот остаток заменён на GLY, см. рис. 2б,г) в области «базы». AV18-ГА содержит ещё одну мутацию: ASP190GLU, которая заключается в потере ещё одной ключевой точки контакта с гликаном — на этот раз, с распрямлённой областью (рис. 2в) — что, видимо, является, причиной того, что AV18-ГА избирательно связывает «конусообразные» гликаны α2–3 «птичьих» рецепторов (и «коротких» α2–6-рецепторов), но не имеет сродства к «длинным» α2–6 гликанам, топологически организованным на манер «зонтика».

Рисунок 2. Молекулярные взаимодействия гемагглютининов вируса гриппа штаммов SC18, NY18 и AV18 (голубым цветом) с гликанами в топологии α2–3 и α2–6 (зелёным цветом). В сайте связывания гликанов на поверхности гемагглютинина показаны важнейшие остатки, включая «якорную» область для N-ацетилнейраминовой кислоты олигосахарида (T136, W153, T155 и L194). Консервативные остатки K222 и Q226 обеспечивают фиксацию остатка галактозы в «базовой» области. А. Взаимодействие SC18-ГА с длинноцепочечным α2–6 олигосахаридом в «зонтикоподобной» топологии. Остатки K222, D225 и Q226 стабилизируют молекулу гликана в «базовой» области, а D190, Q192 и S193 — в области распрямления молекулы (область «раскрытого зонтика»). Б. В случае комплекса NY18-ГА с длинной α2–6 молекулой заметно отсутствие стабилизирующего «базовую» область контакта с D225 (по сравнению с SC18 на А). В. Взаимодействие AV18-ГА с α2–3 гликаном с конической топологией отличается от механизма связывания на А и Б. Остатки E190 и Q226 оптимально координируют олигосахарид в конической топологии. Г. Сравнение ключевых аминокислотных остатков гемагглютининов Sc18, NY18 и AV18 (нумерация на всём рисунке дана по H1N1-ГА). Цветом выделены мутации NY18 и AV18 по сравнению со штаммом SC18.

Проделанная работа позволяет понять, как именно всего две мутации в безопасном для человека вирусе стоили миллионов человеческих жизней. Однако цена, заплаченная за адаптацию «птичьего» H1N1 вируса, ставшего для выживших после пандемии 1918-го уже «человеческим», может быть запрошена вновь: аналогичные адаптации могут произойти и с естественной популяцией современного птичьего вируса H5N1, пока очень слабо распространяющегося среди людей. Проделанная работа послужит основой мониторинга природных очагов вируса птичьего гриппа на предмет того, не появилась ли у них способность к «пересадке» на человека, которая может привести к новой пандемии.

1. Википедия: «Испанский грипп»;
  2. Википедия: «Грипп»;
  3. Chandrasekaran A., Srinivasan A., Raman R., Viswanathan K., Raguram S., Tumpey T.M., Sasisekharan V., Sasisekharan R. (2008). Glycan topology determines human adaptation of avian H5N1 virus hemagglutinin. Nat. Biotechnol. 26, 107–113 (в интернете);
  4. Chandrasekaran A., Srinivasan A., Raman R., Viswanathan K., Raguram S., Tumpey T.M., Sasisekharan V., Sasisekharan R. (2008). Quantitative biochemical rationale for differences in transmissibility of 1918 pandemic influenza A viruses. Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 105, 2800–2805 (в интернете);
  5. Gamblin S.J., Haire L.F., Russell R.J., Stevens D.J., Xiao B., Ha Y., Vasisht N., Steinhauer D.A., Daniels R.S., Elliot A., Wiley D.C., Skehel J.J. (2004). The structure and receptor binding properties of the 1918 influenza hemagglutinin. Science 303, 1838–1842 (в интернете).

Вернуться в раздел «Медицина»

Re: Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»

Kirill — 26 апреля, 2009 г. 02:13. (ссылка) (свернуть ветвь)

А какой сейчас вирус возник в Мексике, говорят что H1N1 адаптировался к человеку. Чем это может грозить другим континетам?

Свиной грипп

Чугунов Антон — 27 апреля, 2009 г. 13:28. (ссылка)

Судя по сообщениям (в том числе и в новостях Nature), случай с мексиканским свиным гриппом, грозящий вылиться в пандемию, очень напоминает «испанку». Дело в том, что вирус серотипа H1N1, долгое время бывший видоспецифичным (т. е., неспособным заражать другие виды животных), мутировал, и теперь уверенно заражает людей. Можно предположить, что мутация затронула гемагглютинин, и вирус стал проникать в эпителиальные клетки дыхательных путей человека. А поскольку иммунитета к этому вирусу у людей нет (раньше вирус людей просто не заражал), в Мексике и наблюдается эта печальная картина.
А дальше распространение может продолжиться по разным законам — в том числе, и привести к пандемии. Будем надеяться, что принятый карантин и лекарства/вакцины/сыворотки не дадут болезни распространиться слишком сильно.

Re: Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»

Pondohva — 13 сентября, 2008 г. 12:02. (ссылка)

1. Сначала по поводу "Лиганд-рецепторную модель взаимодействий предложили для описания НЕЖИВОЙ природы...Нельзя гипотетические архаичные модели для неживого механистически переносить в (на) живое!": во-первых, никто ничего не переносит, лиганд-рецепторная модель в биохимии и молекулярной биологии названа так по аналогии с моделью Вернера для неорганических соединений, а не перенесена с неё "один в один", у них общая суть, но механизмы разные, если вы об этом не знали, то мне вас жаль. Отсюда и несостоятельность вашей фразы "Если даже предположить наличие сродства ваших "лиганды и рецептора", то почему тогда у разных макроорганизмов ( у людей!) реакция на атаку вируса разная." Вы мыслите масштабами неорганической химии и моделью непосредственно Вернера, так что это именно вы занимаетесь механическим переносом одной модели на другую, а по сути - сравниваете тёплое с мягким. Органические структуры, отвечающие за биологические процессы на порядки сложнее большинства неорганических соединений, вариантов вмешаться в этот процесс масса, что приведёт к различным реакциям на вроде бы однотипный раздражитель. И я не собираюсь заниматься вашим образованием, ознакомьтесь самостоятельно с элементарными понятиями эпидемиологии.
2. Про реактор ничего говорить не буду, всё сказано, хотя наверное для человека строящего свою парадигму на песке знать элементарные вещи необязательно.
3. Из вашего пространного комментария так и не ясно как же вы объясняете все эти процессы? "Вода" и голые нападки не подкреплённые хотя бы чем-то.
4. Я безумно рад, что вы не занимальись моим образованием

Re: Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»

Старокадомский Петр — 12 сентября, 2008 г. 13:56. (ссылка) (свернуть ветвь)

Товарищ Баданов, пусть меня редактор сайта "забанит", но я уже устал от дуралеев типа Вас.
Главное зло меня берет из-за того, что я всегда пытаюсь понять мнение оппонента. Вот и в Вашем случае - я пошел по предложенным Вами ссылкам - посмотрел работы Андроникашвили. На это ушло час времени - огромное количество времени по моим меркам. Результат стандартный - когда начинаешь разбираться в наукообразной писанине, все больше тонешь в словоблудии. Начнем быстрый разбор, и больше я к этой теме возвращатся не намерен - время жаль (да и сам разбор делаю для того, что может хоть один-два молодых студента посмотрят и поучатся, как критично реагировать на работы непризнанных гениев типа Вас):
1. Вы ссылаетесь на Андроникашвили и других (других не смотрел). Находим работы Андроникашвили в Науке и Жизнь за 1990 год, и прямо во вступлении читаем:
"Благодаря новым методологическим подходам стало очевидно, что в конечном счете механизмы, лежащие в основе многих биологических явлений, определяются функционированием специфических молекул внутри клетки и вне ее".
Как видете, товарищ Андроникашвили стоит тоже на традиционной научной точке зрения. Поэтому Ваша ссылка на него - чистый блеф - в расчете, что никто не проверит. Светую в будущем ссылаться на Шредингера в оригинале - тогда проверить будет сложней.
2. Второй Ваш тезис:...По вашей "химической" модели взаимодействий, человек должен представлять из себя ходячий и думающий термоядерный реактор с температурой в миллионы градусов, для того, чтобы в нём во всех его клетках одновременно происходили все ваши химические реакции.
Ответ на него сформулирован еще в прошлом веке - ферменты - как биокатализаторы - позволяют снизить температуру до 30-40 градусов, и термореактор поэтому не требуется. Учите матчасть, как говорится.
3. Тезис: Кто видел хотя бы один химический рецептор в клетке или в организме?
Ответ - да, видели. Смотри сюда. Также с реальностью их существования я сталкиваюсь каждый день на работе, работая с клеточными культурами. Также с ними сталкиваеться (опосредовательно) любой заболевший, принимаюший лекарства от кашля или валидол от сердца.

Так ответить можно на каждый тезис. Да только жаль времени. В общем мой коллега прав - разговор с Вами - пародия на научную дискуссию. Мол, "посмотрите на солнце - оно круглое, как и колеса машины. Такие же круги были на фресках ацтеков, из чего можно сделать вывод, что все в этом мире начного сложней! Стыдно, господа инженеры, проэктировать покрышки для автомобилей - жизнь не стоит на месте..." и так до бесконечности.

Без уважения
Петр
P.S. 2 остальные авторы проэкта. Прошу прощения за грубость, достало уже...

1941 — 14 сентября, 2008 г. 13:27. (ссылка) (свернуть ветвь)

Я смотрел работы Старокадомского П. Они ничтожны.

Re: Re: Re: Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»

Старокадомский Петр — 14 сентября, 2008 г. 23:44. (ссылка)

Тс-с-с-ссссс !!!! Только никому не говорите - это будет наш секрет ;).

Михаил Баданов — 14 сентября, 2008 г. 12:05. (ссылка) (свернуть ветвь)

Во-первых, я Вам не товарищ. Во-вторых, плохо, Пётр, что зло Вас берёт. Негоже тому, кто писал о сплайсинге белков, так выходить из себя. Надо уметь достойно держать удар. А кто дуралеи - мы ещё поглядим. Непонимание всегда вызывает агрессию и я всегда говорил, что наука и политика (взаимоотношения людей) взаимосвязаны. Как видно, инакомыслящим на вашем сайте делать нечего. Так как иное суждение, отличное от вашего, резко превращает сказавшего в вашего врага. Но, возвращаюсь к вашим баранам. Так вот. Вы, и я не удивляюсь, читали не там и не то о работах Э.Андроникашвили. Вы бы взяли ещё журнал "Здоровье" или "Садовод".... Но Вы же учёный или кто Вы? Вы даже элементарно не можете выделить главное из прочитанного. Как Вы работаете? Для неучей объясняю, что структурированная вода (шуба, водяной каркас) вокруг биомакромолекул и структурированная вода внутри (водяной скелет) биомакромолекул определяет их нативность, то есть жизнеспособность. Работы Андроникашвили показали - чем отличается "мёртвая" болтушка, состоящая из смеси нуклеотидов и воды - от наличия в воде нативной ДНК. Эта структурированная вода вокруг и внутри жизнеспособной ДНК не вымораживается даже при Кельвине около нуля. Все ваши работы полностью игнорируют структурированную воду, с чем я никогда не соглашусь. А игнорируете вы её, потому что ни вы, ни ваши учителя не знают - что это такое "и с чем это едят" по причине модного увлечения всеми с 1958 года. Все Ваши белковые сплайсинги и последовательности в нуклеиновых кислотах и биомакромолекулах мертвы без участия в этих процессах и в этих структурах воды. Но Вы об этом не знаете, а думаете, что знаете. Это же касается и ваших рецепторов: ГАМК-, табуреточных, дубиночных, комариных.... (для студентов - посетителей сайта: я их называю с легкой руки своих "здешних" оппонентов по аналогии: что действует, так тем именем и назовём - есть у кого учиться. У них ведь написано: "(Сиалогликорецепторами будем называть интегральные мембранные рецепторы,...."). Ну а мы что рыжие, мы будем называть рецепторные области, по которым будет приходится удар табуреткой - табуреточными рецепторами! Чем мы хуже?) Вот и ГАМК (тормозной медиатор) на что то действует, хрен знает на какое место в клеточной мембране он действует. Не важно, но в любом случае мы это место обзовём ГАМК-рецептором: умно и красиво, такое название сразу пыль в глаза пускает.) Вот и учите дальше названия рецепторов лекарств от кашля или рецепторов валидола, которые вам Пётр предлагает. А что Шрёдингер. Он ведь не знал, когда говорил об апериодичности (непериодичности) ДНК, что через много, много лет сплайсинг белков, помимо версии от Старокадомского и еже с ним, будет иметь и другое объяснение, завязанное как раз на взаимодействии между собой периодичных и апериодичных нуклеиновых кислот, с образованием при этом, случайных, комплементарно совпадающих подряд по трём и более основаниям (триплетом) нуклеотидов, генерирующих, разумеется, в последствии гетерогенность белков, трактуемую как их сплайсинг. Шрединдгер ведь не знал авторитета Старокадомского. Врёте Вы, Пётр. Вашими сухими ферментами-биокатализаторами никогда не могли объяснить и никогда не объясняли в прошлом веке химизм живого. Вы пасёте клеточные культуры в Израиле, ну и пасите их на здоровье. Они у Вас в пробирках, чашках Петри, суспензионные или на барабанах? Только помните, что они у вас все сдохнут без воды, несмотря на сухой, выделенный Вами, остаток 199-й среды. Ну а Вы их сухими биоферментами попотчуйте, авось реанимируете, а мы посмотрим. А химизм живого сегодня объяснён структурированно обводнёнными биомакромолекулами....Без воды ваши ферменты-биокатализаторы мёртвые! А это большая половая разница: между тем что вы говорите и тем что я говорю! Ваш мигрирующий по мембране клетки ГАМК-рецептор - фикция. Кстати, при блуждании или миграции места, называемого в статье ГАМК-рецептором, исследователи указывают что оно (это место) по-видимому контактировало с цитоскелетом клетки, который, как известно, состоит из микротрубочек, стенки которых состоят из тубулиновых (белковых) единиц (структур). А вот просветы микротрубочек содержат связанную структурированнную воду, которая как раз мгновенно обеспечивает свои оперативные виды связи в клетке. При разрушении только цитоскелета (когда белок цитоскелета сохранен) клетка деградирует и погибает. (Не является фикцией миграция места, называемого вами как ГАМК-рецептор.) Фикция в том что это ГАМК-рецептор. Я уже говорил о табуреточных рецепторах.... Сегодня, слава богу, дошло до некоторых исследователей, что взаимодействующие рецепторные места нельзя, некорректно называть по имени действующего на это место вещества или объекта. Потому что наука требует точности. А наличие во всяком случае сотен тысяч веществ, которыми можно действовать на клетку, приведёт горе-исследователей к тому, что они заявят и присвоят гордо себе авторство открытых ими всевозможных рецепторов: по одному за одну штуку их этих сотен тысяч. Вот и получится на мембране всего одной бедной клетки "будет открыто" ими сотни тысяч самых разных рецепторов. Доказательства? Пожалуйста. Понятие "мутации" недавно относилось только к нуклеиновым кислотам (генам). А здесь на сайте ими уже назвали изменения в белках. Сплайсинг недавно относился к РНК.(два Глазко....по общей и молекулярной биологии, общей и прикладной генетике, селекции, ДНК-технологии и биоинформатике. м. 2008. в 2-х тт.) Мы уже приклеили этот термин к белкам. Много лет хватало совести не называть скопищем тысяч видов рецепторов обонятельные клетки носа. Относительно недавно, с горем пополам, удалось ни шатко ни валко объяснить частично молекулярный механизм обоняния через белки. Это резко отрезвило, но, как видно не всех. Сейчас, наконец-то, стали называть рецепторные места, исходя, например, из их морфологического строения, или осторожно подбирая к ним обобщаяющие слова: тетраэдрические, нейтральные, металлорганические, рецепторы анионов и т. п (Супрамолекулярная химия. Стид.Этвуд. М. 2007 в 2-х тт.) Да сейчас нам по барабану. Как говорится, чтобы не было мутаций, надо мыть почаще всем мутатор. Что вам стоит завтра провозгласить об открытии кем-то фекальных рецепторов (по названию действующей субстанции)! Я уже и не говорю о том, как это вы вдруг пропустили такую фразу в вашей статье "Соответствующая топология определяется торсионными углами в трисахаридах..." Ведь слово "торсионными" является анафемой или ругательным для вас, так как оно было впервые применено к водным устойчивым молекулярным гомеопатическим структурам, которые как раз у вас подвергаются осмеянию в "лженауке" о воде для неучей. Понятие торсионные (кручения) ввели отечественные физики Акимов, Шипов, Бинге. Их за это сожрали такие же как вы - физики-ортодоксы. Вот так вот вы все и ловитесь. Так что понять мнение оппонента вы не хотите и, как видно, не можете, исходя из уровня ваших знаний. Так что не надо врать. (Мне неизвестно из русского языка ваше слово "опосредовательно". Знаю слово "опосредовано"). Как Вам удаётся что-то ещё писать в научном журнале?
Кто это Вам сказал и откуда Вы взяли следующее? - "Лиганд-рецепторные взаимодействия лежат в основе любой инфекции, в том числе и гриппа; структура лиганда и рецептора и процесс их взаимодействия - биохимия. Различия в сродстве лиганда и рецептора очевидно ведут в различной вирулентности носителя данного лиганда." Как тогда ваши лиганд-рецепторные взаимодействия объяснят наличие хронической, персистирующей инфекции или переход туберкулезной бактерии в персистирующую L-форму? Как ваши лиганд-рецепторные взаимодействия объяснят волнообразное течение инфекции? Как возник ваш рецептор в клетке на возбудитель, который никогда до этого не существовал в мире? По мановению Вашей персональной волшебной палочки что ли?
Вы все на такой "голой" вашей химии никуда не уедете. Вы все останетесь там, где и сейчас. Хотите или нет, но рано или поздно вам всем придётся признать воду точно таким же участником всех реакций в живой клетке как вы сейчас пляшете только на своей сухой (безводной) химии (биохимии). Вода - не пассивный растворитель, вода - равноправный участник биореакций. А у вас знаний по этому поводу - нуль. Как с вами можно разговаривать?
Антону Чугунову. Сыр-бор разгорелся только лишь из-за того, что в статье и в Вашем первичном комментарии к Вашим словам "строение и организация как молекулы, так и целого организма определяют их свойства" не было ни слова о значении во всём этом участия воды. Вся ваша описываемая безводная биохимия - мёртвая. Это меня раздражает, так как ваша биохимия без роли воды не соответствует действительности. И я не могу читать ваши однобокие наукообразные статьи по причине того, что в них написано ровно половина правды, хотя правда должна быть полная. Но вы молча исключили участника этих же процессов - воду. Вам решать - будет ли дальше грызня у вас на сайте.... Мне есть что ответить впредь и каждому, только вот времени свободного у меня гораздо меньше чем у Петра и оно гораздо дороже, чем у него даже в Израиле....
Ну вот, кажется, всем сестрам раздал по серьгам, никого не забыл. Подарки получили все..... И на закуску. Есть мнение, что первичное взаимодействие при биохимических процессах в живых клетках сводится к взаимодействиям водных структур ( а после - взаимодействуют другие молекулы). И мышление тоже обусловлено структурированной водой, ведь мозг состоит из структурированной воды, пронизанной нервными клетками... ИМХО...

Старокадомский Петр — 14 сентября, 2008 г. 23:52. (ссылка)

Это пять:
"...А вот просветы микротрубочек содержат связанную структурированнную воду, которая как раз мгновенно обеспечивает свои оперативные виды связи в клетке. При разрушении только цитоскелета (когда белок цитоскелета сохранен) клетка деградирует и погибает..."
Напомнило анектод:
Ученый проводит эксперемент над тараканом:
Отрывает ему одну лапку и говорит ему - "беги". Таракан бежит...
Отрывает ему вторую и говорит "беги" - он опять бежит...
Отрывает таракану все лапки и опять говорит "беги". Таракан не бежит. Ученый повторяет со вторым тараканом - другой таракан тоже не бежит.
Вывод: Без лапок таракан не слышит
UPD. Разбор нашей дискуссии любознательный читатель найдет по ссылке.

Pondohva — 14 сентября, 2008 г. 21:03. (ссылка)

Вы показали где я взял? это вы с какого-то перепугу (или банально от незнания) решили, что лиганд-рецепторная модель в биологии это модель Вернера, и начали нам "втирать" про неё

Pondohva — 14 сентября, 2008 г. 20:59. (ссылка)

2 Баданов: внимательнее читайте чужие комментарии прежде чем писать свои, это я к "Для Pondohva: Что-то я Вас не пойму. То Вы как будь-то отстаиваете ваши лиганд-рецепторные взаимодействия, то говорите что это совсем не те взаимодействия, которые имелись в виду, то вдруг забываете о них и говорите, что всё очень сложно в организме и при одних и тех же взаимодействиях будут разные реакции. Вы втирали мне ваши лиганд-рецепторные взаимодействия, я показал - откуда Вы их взяли, а Вы стали отпираться и обвинять меня в том, что это я их откуда-то взял..... Что за детский сад?". Удивление вызывает ваше невежество и незнание элементарных вещей и реально глупые вопросы, лишённые логики, как например "Как ваши лиганд-рецепторные взаимодействия объяснят волнообразное течение инфекции" - да никак, волнообразное течение инфекции - это следствие жизненного цикла возбудителя.

Натальин Павел — 14 сентября, 2008 г. 18:34. (ссылка)

Эх, господин Баданов, Ваше упорство и Вашу преданность идее - да не благое дело защиты науки... Как печально, что все это пропадает втуне. Бросили бы Вы дурака валять. Ну никак не могу я понять, почему Вам вода дороже и милее всего остального поразительного многообразия химии и биохимии.

Чугунов Антон — 14 сентября, 2008 г. 17:04. (ссылка)

И, кстати, то, что вода играет большую роль во всей биохимии, ещё не опровергает существования рецепторов — к Вашему сведению. И если б Вы хотели цивилизованно обсудить роль воды в межмолекулярном распознавании, структуре белков и прочее — так это можно было сделать и без воплей о том, что рецепторов не существует, а всё на свете построено из воды (ну это я капельку утрирую, не цепляйтесь).
Нет же, Вы первый сорвались на крик и инициировали, как правильно подобрали потом слово, «грызню».
И, кстати, нечего обвинять меня лично в изъянах в мировоззрении тех или иных учёных: это ж я не свою точку зрения тут излагаю — раздел новостей предназначен, главным образом, для «пересказа» (ну чуть сложнее чем просто о новом фильме рассказать) тех или иных работ. Не я их писал, не я их рецензировал, я лишь выбрал их (а значит, согласен с ними и их результаты кажутся мне интересными) и о них рассказал. Понимать надо такие вещи.

И снова о живой воде

Чугунов Антон — 14 сентября, 2008 г. 16:56. (ссылка)

Послушайте, но с чего Вы взяли, что никто из присутствующих не признаёт за водой исключительной роли во всех биохимических реакциях? Естественно (и я уверен, что никто с этим не поспорит), вода — полноправный участник всех процессов (причём как в водорастворимых, так и в мембранных белках — рентгеноструктурный анализ во многих случаях позволяет «увидеть» отдельные молекулы внутри белковых доменов). Другое дело, что не стоит, пожалуй, наделять её свойствами святого грааля, но видного места во всех процессах отнимать у неё никто и не собирается.
В этой статье речь идёт про геометрию молекул рецепторов, и объясняются взаимодействия белков между собой. С определённым уровнем точности про воду тут можно не говорить, потому что это ж не полномасштабное моделирование молекулярной динамики всего этого процесса (тогда бы про воду не забыли, уверяю Вас!), а определение структуры молекул. А что не было про это ни слова — так не во всех же статьях только про воду и говорить. Естественно, можно было обсудить роль воды и в этом контексте, но тогда и статья была бы совсем про другое.
И не надо так остервенело бросаться на слово «торсионный», как бык на матадора. Естественно, все болт клали на мракобесие типа торсионных полей, но тут-то речь совсем не об этом. Тут «торсионный» — синоним слова «двугранный», если помните стереометрию. И не понять этого из контекста (и отождествить с опальными торсионщиками) посто как-то неприлично.

Re: Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»

Михаил Баданов — 11 сентября, 2008 г. 10:32. (ссылка) (свернуть ветвь)

Приветствую Вас, господа. Никак не ожидал в эти дни получить ваши возмущения по поводу давно высказанного мнения. Ну что же, получите....
1. Лиганд-рецепторную модель взаимодействий предложили для описания НЕЖИВОЙ природы ещё в 19 веке Вернер (1893) и Langley (1878). Кто то приписывает это Эрлиху (1906) и Фишеру (1894). Сейчас на дворе - 21-й. Вы, уважаемый (ая) Pondohva в каком веке живёте, если Вы до сих пор считаете, что "Лиганд-рецепторные взаимодействия лежат в основе любой инфекции, в том числе и гриппа; структура лиганда и рецептора и процесс их взаимодействия - биохимия. Различия в сродстве лиганда и рецептора очевидно ведут в (к) различной вирулентности носителя данного лиганда."? А! Вас так в институте учили и так написано в большинстве книг?! Ну что же, это - Ваши проблемы. По вашей "химической" модели взаимодействий, человек должен представлять из себя ходячий и думающий термоядерный реактор с температурой в миллионы градусов, для того, чтобы в нём во всех его клетках одновременно происходили все ваши химические реакции. Именно к этому ведёт ваша химическая парадигма. Нельзя гипотетические архаичные модели для неживого механистически переносить в (на) живое! Химические рецепторы - высший класс наукообразных измышлений! Если что-то ну ни как нельзя объяснить, то придумаем рецепторы. Нейромедиаторами нельзя всё объяснить. Придумаем рецепторы: адрено-, гистамино-, дофамино-, серотонино- ну и т.д. Кто видел хотя бы один химический рецептор в клетке или в организме? Ау...... Все ваши химиорецепторы - от лукавого. Вы назовите их ещё специфичными.....Вы не знаете слова "нативный" и "ненативный"? Я не могу и не хочу заниматься Вашим образованием. Если даже предположить наличие сродства ваших "лиганды и рецептора", то почему тогда у разных макроорганизмов ( у людей!) реакция на атаку вируса разная. Одни - никак не реагируют, другие - умирают. Ведь химия взаимодействия, по-вашему-то, у всех одна. А если она разная, то ваша химическая модель не верна, что как раз соответствует действительности: "При заболевших 21% населения Земли, умерло ?3–5% (50–100 млн. человек)". Так у вас в статье написано. 3-5 % (для неучей) на 97-95% меньше, чем 100%." То есть, в лучшем случае, ваша модель химизма верна на эти 3 - 5 %. Всего-то.
2. Стыдно, господин Чугунов, обзывать изменения гликопротеида геммаглютининов мутациями. Если у вас они - изменения в белках - мутации, тогда я - космонавт. Изучайте генетику. Авторам статьи по-барабану: у них дыхательный эпителий хорьков и человека одинаковый. (Надо им подсказать - что генетика человека и хорьков разная, а то они этого, как видно, не знают.... ) Вот так вот. Они решили объявить, то есть провозгласить свои измышления о якобы обнаруженных конусообразных и зонтикоподобных формах..... И пусть на веру все примут их чушь. При этом - ни слова о наличии или отсутствии изменений в геноме вирусов при изменённом гликопротеиде его оболочки. Они хотят сказать, что наличие изменений в белковом капсиде вируса происходит без изменений в его геноме? Это что - этакий "прионизм" распоясавшихся белков капсида вируса без команды на то от своего собственного генома? Видимо, на полных кретинов рассчитана эта никчёмная статейка. Статья и работа бездарна, ввиду своей бесполезности. Ну, а уважаемым химикам желаю придумать химическое вещество, переводящее или не переводящее друг в друга конусообразные и зонтикоподобные формы.....
3. Следовало бы подбирать статьи, за которые не надо было бы краснеть... И не следует бездумно их перепечатывать. В науке нет авторитетов. Ваш сайт, господин Чугунов, очень однобок по своим материалам, а это показывает узость и ограниченность вашего образования и мышления. Вот Вы анафеме подвергли материалы по воде, гомеопатии, работы М.Эмото. А ведь именно на водородных (слабых) связях жиждется вся жизнь на Земле, и именно и только в водной среде, в том числе - водной внутренней среде всех живых организмов.
Такое ваше отрицание переводит Вас в отряд классических химиков (биохимиков) - ортодоксов. Нельзя классическую химию применять к живому. Вы ещё напишите, что есть специфические белки.... Например, эмбриональные (фетальные) как маркёры-онкогены. Вот я похохочу...
4. С 1958 года, когда Уотсоном и Криком была провозглашена двойная спираль ДНК, все ринулись в макромолекулярную биологию и химию, забыв о среде организма, научившись управлять которой - можно управлять всем организмом. Сейчас макромолекулярная биология упёрлась в глухую, в том числе - глухую теоретическую стену, не смотря на прочитку генома человека.. Сейчас 98% печатных работ традиционных ортодоксальных генетиков и биохимиков представляют собой макулатуру, одна из которых - эта ваша статья - также пополнила эту корзину. Бехтерева Татьяна Петровна тоже верила в химизм мозга... но её мнение тоже не является истиной.
5. Я не являюсь сторонником святого духа и напрасно Вы иронизируете. Я стою на позициях строго научного подхода в понимании процессов, происходящих в живом, но у Вас в науке, как видно, своя вера. А у меня - своя, так как знания у меня другие. Для начала прочтите, например, работы Э.Андроникашвили и Г.Мревлишвили, работы Самохоцкого..... 6. Современные руководства по генетике и биохимии лежат у меня на столе...... 7. Ваш сайт и Вы на нём хотите показать, видимо, свою значимость в биологии, в частности, молекулярной. Ничего, кроме пересказываний чужих и глупых статеек, у вас не получается. Какой толк делать из себя что-то весомое, если вы - пустышки, и ничего, кроме повторений чужих мнений, у вас не получается.

Натальин Павел — 11 сентября, 2008 г. 13:14. (ссылка)

Уважаемый господин Баданов, нападая на редактора сайта, Вы, по-видимому, не понимаете целей и задач Биомолекулы. А они достаточно просты - рассказывать доступным школьнику/первокурснику языком о достижениях современной молекулярной биологии. Поэтому тут Вы найдете как раз сообщения о последних научных достижениях, т.е. "пересказывание чужих... статеек" из рецензируемых научных журналов. Сама по себе Биомолекула не является научным рецензируемым журналом, а представляет собой научно-популярное Интернет-издание.
Комментировать же Ваши ни чем и ни кем никогда не подтвержденные фантазии я не стану - получиться разговор слепого с глухим о цветозвуковом синэстетизме Стравинского, что-то в этом роде.

Re: Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»

Михаил Баданов — 29 мая, 2008 г. 14:59. (ссылка) (свернуть ветвь)

И вовсе не объясняет эта статья различную вирулентность вирусов гриппа. Почему-то авторы статьи связывают изменения свойств вируса с химизмом его составных частей (аминокислот или сахаров). Как же так? Неужели маститые учёные связывают с жизнью ненативные по природе аминокислоты или сахара?! Бред и чушь наукообразная!

Pondohva — 9 сентября, 2008 г. 14:13. (ссылка)

Лиганд-рецепторные взаимодействия лежат в основе любой инфекции, в том числе и гриппа; структура лиганда и рецептора и процесс их взаимодействия - биохимия. Различия в сродстве лиганда и рецептора очевидно ведут в различной вирулентности носителя данного лиганда. А исходя из вашего комментария можно предположить нехимический (небиохимический) механизм проникновения вируса в клетку (в данном случае), объясните тогда как? и что вы подразумеваете под фразой "ненативные по природе аминокислоты или сахара"? я больше бреда и чуши вижу в вашем комментарии...

Мистике не место в науке

Чугунов Антон — 29 мая, 2008 г. 15:28. (ссылка)

А с чем же, Михаил, связывать свойства вируса, как не с химизмом его составных частей? И, если уж на то пошло, не только вируса, а и любого другого организма? По-моему, довольно надёжно установлено, что причиной инфекции всегда является проникновение патогена в заражаемый организм, а раз так — то должен быть и специфический молекулярный механизм этого проникновения.
Эта статья — как раз про такой механизм, и учёные объясняют, как отличия в вирусном белкé могут влиять на его способность связываться с сиалогликорецепторами человеческих клеток.
Можно, конечно, сомневаться в правильности поставленных экспериментов и считать, что авторы придумали всё, а рецензенты в крупном научном журнале — им поверили. Да только как можно сомневаться в том, что строение и организация как молекулы, так и целого организма определяют их свойства?
Может быть, Вы считаете, что святой дух, а не «ненативные по природе аминокислоты или сахара» определяют свойства живого мира?