биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Пробуждение смерти подобно

[24 апреля, 2008 г.]

Большинство антибиотиков убивает только растущие и делящиеся бактерии, оставляя нетронутыми тех, кто впал в спячку. В новом исследовании показано, что добавление правильно подобранных питательных веществ в нужной дозировке способно вызвать пробуждение «спящих» микробов на время, пока антибиотики успеют подействовать. Если это открытие сработает в клинике, то можно ожидать появления более эффективных методов терапии хронических и длительных инфекционных заболеваний (напр. туберкулез, инфекции мочевых путей и др.).

В процессе развития инфекционного заболевания бактерии могут замедлять и даже полностью прекращать свой рост. Переход микробов в «стационарное» состояние обычно вызван недостатком питательных веществ, что часто наблюдается у их инфицированного «хозяина». В итоге часть бактерий «выключается» полностью, способствуя переходу инфекционного заболевания в латентное состояние.

В своем исследовании биофизик Натали Балабан (Nathalie Balaban) и её команда из Еврейского университета в Иерусалиме на модельной системе показали, что эффективность антибиотиков действительно зависит от стадии бактериального цикла. В эксперименте они добавляли в стационарную культуру кишечной палочки (Escherichia coli) новые порции важных питательных веществ. Большинство клеток переходили в стадию активного роста и деления, что делало их, как и ожидалось, более чувствительными к антибиотикам. Однако небольшая часть бактерий активизировалась лишь на время. В течение первых полутора часов после добавки питательных компонентов у них запускались все механизмы синтеза белка, как если бы бактерии приступали к делению. Однако по истечении этого срока, микробы снова «впадали в оцепенение» и приобретали устойчивость к антибиотикам. Правда, за эти 1.5 часа ампициллин убивал большинство из них. Таким образом, повышение эффективности антибиотиков, по мнению Балабан, может заключаться в сочетании их приема с дополнительной дозой жизненно важных для бактерий питательных веществ, которые могут варьировать в зависимости от типа микроорганизмов (напр., цинк, железо и пр.).

Тем не менее, говорить, что этот подход действительно сработает, пока слишком рано. В ряде предыдущих исследований было показано, что некоторые бактерии способны переходить в абсолютно неактивное состояние, из которого их уже невозможно вывести никакими «пищевыми добавками».

Источник: Science.