биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Геном раковой клетки

[6 ноября, 2008 г.]

Давно известно, что причина многих форм рака заключается в мутациях ДНК, и многие из этих мутаций идентифицированы — но только в тех генах, про которые и так известно, что они связаны с онкогенезом. В связи с бурным развитием и удешевлением технологий секвенирования ДНК (см. «454-секвенирование (высокопроизводительное пиросеквенирование ДНК)») эта методика находит всё более широкое применение: американские учёные объявили о сканировании мутаций, связанных с лейкемией, на уровне целого генома одной из раковых пациенток. На самом деле, полный (т. е. для всех 46 хромосом) геном этой пациентки был прочтён дважды: для клеток кожи и клеток костного мозга, как определённо содержащих мутации. Такая процедура была использована, чтобы сконцентрироваться именно на мутациях, вызвавших лейкемию, а не на однонуклеотидных заменах, создающих индивидуальный генетический «портрет» каждого отдельно взятого человека. В результате было идентифицировано всего 10 мутаций, 2 из которых уже давно связывают с лейкемией, а 8 других — «новички» в этой роли (среди них: ген тирозинфосфатазы, гены, сдерживающие опухолевый процесс и ген, активный исключительно в стволовых клетках, ген одного из ABC-транспортёров). Продолжаются исследования и на других пациентах с лейкемией, чтобы воссоздать полную картину заболевания, до сих пор весьма «нерезкую». — ScienceDaily, Nature.