биомолекула.ру. Взгляд изнутри.
 

Логин:
Пароль:


Сообщение о лженауке

Лженаука борется за детские умы

[10 ноября, 2008 г.]

Адепты лженауки — непризнанные гении либо фанатики-дилетанты — не дремлют. Им мало засорять своими бредовыми идеями интернет и выпускать макулатуру с изложением своих фантастических взглядов, теперь они потянулись читать «лекции» в школы.

История первая: «Хотел как лучше, а получилось как всегда»

Не так давно второклассников одной из московских школ вместо урока чтения повели на лекцию, которая называлась «О воздухе и воде». По словам детей, приглашённый из Московского планетария лектор рассказал им о том, что «вода всё о нас знает, и что если воде молиться, то она станет хорошей, а если ругаться и громкую музыку включать, то вода испортится». В общем, в точности то же самое, о чём рассказывалось в документальном фильме «Великая тайна воды», показанном в апреле 2006 года по каналу «Россия» и получившем целых три премии ТЭФИ. Этот фильм комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований впоследствии заклеймила как антинаучный. Кстати, помимо всяких «таинств», фильм пропагандировал спорные, мягко говоря, взгляды японца Масару Эмото на структуру и свойства воды.

Казалось бы, признаки сектантства и лженаучности налицо, но Николай Мамуна (так звали лектора), который, напомним, представлялся работником Московского планетария, утверждал, что текст его лекций заверен научным советом этого учреждения. Более того, на сайте выездного астрономического лектория «Архимед», к которому г-н Мамуна имеет непосредственное отношение, сказано, что он является ведущим лектором Московского планетария. Секретарь научного совета планетария, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Олег Угольников корреспонденту STRF эту информацию не подтвердил. Лекции г-на Мамуны члены научного совета, по его словам, в глаза не видели и, следовательно, не заверяли. Хотя Олег Угольников не отрицал того, что при старом руководстве планетария Николай Мамуна входил в его штат.

Связавшись с лектором выездного астрономического лектория «Архимед», астрономом и писателем Николаем Мамуной, мы выяснили, что он всё ещё считает себя сотрудником планетария. «Наш директор г-н Микитасов меня не увольнял, значит, официально я — сотрудник планетария. Что касается содержания лекций, то оно было утверждено научным советом нашего учреждения, иначе мне в своё время не позволили бы читать там лекции вообще», — заверил нас Николай Мамуна. Однако планетарий с 1994 года закрыт на ремонт, то есть без малого 14 лет. Неужели за всё это время тексты лекций ни разу не обновлялись? «Конечно, обновлялись, — ответил лектор, — ведь наука на месте не стоит». И чтобы подтвердить, что он тоже идёт в ногу со временем, г-н Мамуна добавил, что может прочесть детям лекцию буквально обо всём. «Например, меня попросили прочесть лекцию про хвойные леса. Это не мой профиль, но я профессионал, три ночи спать не буду, но лекцию подготовлю». На вполне закономерный вопрос, где он берёт материалы для лекций, Николай Владимирович немного смущённо ответил: «Из интернета», не конкретизировав обычно используемые сетевые ресурсы. Правда, он уточнил, что из сети берёт только материалы визуального характера.

Журналист STRF также ознакомился с содержанием лекции «О воздухе и воде». Ничего псевдонаучного в ней обнаружено не было. Всё, что говорил лектор, вполне вписывалось в общепринятую картину мира, которую прививают нашим школьникам. Что касается злополучных слов о волшебных свойствах воды, то г-н Мамуна объяснил это недоразумение следующим образом: «Во время лекций дети часто меня спрашивают, правда ли, что вода может хранить информацию, или ещё какие-нибудь подобные антинаучные вещи. В тот раз я просто решил предупредить их вопросы, и рассказал об этой гипотезе, причём не забыл подчеркнуть, что это всего лишь гипотеза, а не доказанный наукой факт. Я потом ещё предположил, что когда дети вырастут, они сами смогут разобраться в этих вопросах». На деле второклашки, будучи детьми, запомнили вовсе не поправку лектора, а как раз то, что воде надо молиться и что её надо заряжать. Да и была ли эта самая поправка?

Известный российский физикохимик и биофизик Михаил Волькенштейн в своё время заметил, что лженаука появляется и распространяется благодаря либо лжеучёным, которые мнят себя непризнанными гениями, либо дилетантам, которые совершают свои поступки по невежеству. В данном случае, видимо, сработало последнее. Конечно, назвать полным дилетантом Николая Мамуну язык не повернётся, хотя бы потому что он получил приличное естественно-научное образование — геологический факультет Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина. Но желание поиграть в мистику, культивируемое с экранов самого беспринципного СМИ — телевидения, сыграло с ним злую шутку.

Впрочем, эта история, пожалуй, самая безобидная из всех многочисленных историй о проникновении лженауки в школу.

История вторая: учитесь мыслить холодайнами

В апреле 2005 года в московской школе № 953, расположенной в Бибирево, разгорелся большой скандал. Выяснилось, что на должностях педагогов-психологов работало сразу несколько человек, являющихся сотрудниками так называемого Отделения ноосферного образования Российской академии естественных наук (РАЕН), известных также как ноосфериты. Эти люди проводили занятия с использованием компьютерной диагностики, методов психологической коррекции, обучали школьников приёмам релаксации, которые ими же были разработаны. Ничего подобного нет ни в учебниках, ни в образовательных стандартах, ни в методиках, утверждённых государством. И всё это, конечно, происходило без согласия родителей.

Чтобы оценить масштабы случившегося, надо просто заглянуть в сочинения самих адептов ноосферического знания. Вот выдержка из трудов Натальи Масловой, которая являлась руководителем Отделения ноосферного образования РАЕН: «Целью ноосферного образования является научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов». Эти самые мыслеобразы, или по терминологии ноосферитов холодайны, определяются как «единица памяти», «трёхмерная мыслеформа, находящаяся в движении», «голографический аналог Вселенной». Живут же холодайны «в белковых волокнах нашего мозга, обладают цветом, формой, могут двигаться и говорить». Как говорится — без комментариев.

Три года назад скандал в средней школе № 953 закончился тем, что её директор уволилась по собственному желанию, а «банду педагогов-ноосферитов» просто разогнали. Однако это отдельно взятое поражение, видимо, не очень поколебало позиции адептов ноосферизма в нашей системе образования.

В Калужской области в 2007 году среди победителей конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование», была обнаружена Общеобразовательная средняя ноосферная школа города Боровска. И в нынешнем году та же самая школа оказалась в числе образовательных учреждений, получивших дополнительные средства на денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений. При этом в профессиональном журнале «Лидеры образования» отмечалось, что «сейчас методики преподавания, используемые учителями ноосферной школы, признаны на районном, областном и федеральном уровне».

Ноосфериты также проникли и в систему высшего образования. Например, в Оренбургском государственном университете (ОГУ) в 2006 году один из апологетов ноосферного образования Александр Суббето, вице-президент так называемой Петровской академии наук и искусств, был даже приглашён в качестве специального гостя на семинар «Российская научная школа квалиметрии в образовании». Воспользовавшись случаем, г-н Суббето проповедовал всем собравшимся идеалы ноосферного воспитания. По крайней мере, об этом повествует официальный сайт университета. В ОГУ, куда мы обратились за разъяснениями, от комментариев отказались.

Что касается самой РАЕН, то после скандальной истории с московской школой в Бибирево Отделение ноосферного образования было ликвидировано, но вот секция ноосферных знаний и технологий там всё ещё функционирует. По словам академика РАН Эдуарда Круглякова, председателя комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, заместителя директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН, «в этой секции собрались либо сумасшедшие, либо мошенники». В частности, в ней состояли «отец» торсионных технологий Анатолий Акимов и его коллега Геннадий Шипов.

Кстати, о торсионных полях. Российские школы и в этой области псевдонауки не хотят оказаться в хвосте. Так, гимназия № 293 Санкт-Петербурга, обладающая почётными дипломами и наградами Министерства образования и науки РФ и даже «Знаком качества образования», среди наиболее интересных исследований своих учеников приводит, в частности, такое: «Физика вакуума: торсионные поля».

Эдуард Кругляков также рассказал нам об одной санкт-петербургской показательной школе (уточнять её номер академик не стал), где устраивали конференции для школьников, на которые приглашали учёных, точнее тех, «кого директор этой школы считала учёными». «Среди них были откровенные мошенники, которые нашей комиссии давно известны. Один из них — родоначальник теории торсионных полей и генераторов, на исследования которых государство в своё время затратило несметные средства. Второй — бывший ректор ЛИТМО (ныне Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики — прим. ред.), который на старости лет стал писать книжки про тонкие энергии, несуществующие в науке, телепатию, телекинез и прочие подобные вещи. Так вот, несчастных школьников всему этому обучают», — посетовал г-н Кругляков.

Послесловие

Знаменитый вопрос Нильса Бора «Достаточно ли эта теория безумна, чтобы быть правильной?», относившийся к его коллегам, некоторые обыватели, очевидно, восприняли как руководство к действию. А среди учёных, на чьи мнения полагается широкая общественность, есть предостаточно тех, кто считает истиной не строгий эксперимент, а именно «идейное безумие», — так им гораздо проще и быстрей делать «новую науку», в которой хитрое словоблудие подаётся как знание.

Экспертное сообщество, основываясь на существующих ныне критериях научности (верификация, логичность, систематичность и профессиональная честность) должно помогать ориентироваться в том, что есть наука, а что её противоположность. В школе таким ориентиром может быть перечень разрешительных документов, который должен иметь при себе любой преподаватель, любой приглашённый лектор. Хотя, по мнению Андрея Кириченко, заместителя директора по информационным технологиям московской школы № 1216, такие документы не нужны, ведь они только будут препятствовать работе хороших лекторов. «Лучше приглашать в школу знакомых, широко известных специалистов. А ещё лучше самому посетить хотя бы одну из их лекций», — уверен г-н Кириченко. В Федеральном агентстве по образованию, куда мы обратились с вопросом о возможном списке разрешительных документов для лекторов, от комментариев воздержались.

Председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Эдуард Кругляков предлагает проверять приглашённых лекторов на наличие серьёзных научных публикаций: «Прежде всего у нормального лектора должны быть публикации в научной печати. У лжеучёных таких публикаций, как правило, не бывает. Кстати, перечень журналов по физике, публикации в которых являются знаком качества, довольно короткий. Такой перечень можно быстро составить для всех школ. То же самое надо сделать биологам, химикам. По каждой научной дисциплине надо бы составить список действительно научных журналов. И у господина лектора, который появляется в школе, нужно попросить продемонстрировать его вклад в науку — пусть он покажет свои публикации. Если он этого сделать не может, то такого проходимца даже на порог пускать не надо».

P.S.

От редактора: интересно, хватит ли у кого-то сил и желания закрыть, наконец, все так называемые общественные академии всяческих наук, обильно расплодившиеся на просторах нашей родины? Рекомендуем начать с главного рассадника лжи и словоблудия — Российской академии естественных наук.

Альфия Булатова, STRF.ru.

Автор: Чугунов Антон.

Число просмотров: 1056.

Вернуться в раздел «Лженаука»

Комментарии

(Оставить комментарий) (показывать сначала старые комментарии)

Великое КРУЧЕНИЕ не лженаука - оно всегда ЕСТЬ и на его принципе выстроено все

Людмила Белик — 28 февраля, 2009 г. 13:32. (ссылка) (свернуть ветвь)

Продолжаю комментарий . В земных условиях повторить самые сложные космические явления невозмлжно Во-первых - мешает МАГНЕТИЗМ Земли . Во-вторых магнетизм земли Земли . Теперь сакральный вопрос . А на глубине более 100 метров , что грядет ? НЕТ ! Но в том , научном пока , проекте есть еще масса крупнейших ошибок в проекте , и в программах исследований . И вскоре - если от катастрофы нас уберегут , мы станем свидетелями срочного объявления ЛЖЕНАУКОЙ и черные дыры , и до сих пор длящийся Большой Взрыв , и космические струны (они остатки от былого , а их считают "всему началом" ) и т.д. и назовут лженаучниками всех -, назвающих себя "лучшими умами мира" . НАУКА - это "КАК ЕСТЬ" , а не как кому-то доказали . И эти кому-то должны ЗНАТЬ много больше - чем постигли .

(ответить)

Re: Великое КРУЧЕНИЕ не лженаука - оно всегда ЕСТЬ и на его принципе выстроено все

neofit — 1 июня, 2011 г. 06:44. (ссылка)

да НУ!? а мужыки то не знали...

(ответить)

Re: Великое КРУЧЕНИЕ не лженаука - оно всегда ЕСТЬ и на его принципе выстроено все

фонтан — 15 апреля, 2011 г. 21:57. (ссылка)

Использование КАПСЛОКА - ВЕРНЫЙ признак ЛЖЕНАУКИ!!11

(ответить)

Re: Великое КРУЧЕНИЕ не лженаука - оно всегда ЕСТЬ и на его принципе выстроено все

Старокадомский Петр — 28 февраля, 2009 г. 21:26. (ссылка)

Re: Лженаука борется за детские умы

Людмила Белик — 28 февраля, 2009 г. 13:13. (ссылка) (свернуть ветвь)

С чего началась "борьба на смерть" между власть имущими учеными и гениями в науке ? Идея , что всем управляет некое КРУЧЕНИЕ родилась в стенах РАН и тогда она не называлась лженаукой . Её пытались доказать . Безрезультатно ! Нелепейшее "Не доказано - значит НЕ НАУКА! пустили в ход . "НЕТ КРУЧЕНИЯ !" - был отдан приказ . ЕСТЬ ! - ответили гении .Тогда я объявили ЛЖЕНАУКОЙ - ОСНОВЫ построения всего и управление всем этим .А ПРАВЫ гении , освоившие Теорию космического вакуума Ученые с Большой Дороги . "Возможно "оно" ниже уровня измерений ?" -сомневался в. Гинзбург . ВЫШЕ - много ВЫШЕ , честно признавший нетвердость обвинений в лженауке гениев . Могли ли доказать на земле земли ? НЕТ !

(ответить)

Re: Re: Лженаука борется за детские умы

Старокадомский Петр — 28 февраля, 2009 г. 21:26. (ссылка)

Яндекс.Метрика

© 2007–2015 «биомолекула.ру»
Электропочта: info@biomolecula.ru
О проекте · RSS · Сослаться на нас

Дизайн и программирование —
Batch2k15.

Сопровождение сайта — НТК «Биотекст».

Условия использования сайта
Об ошибках сообщайте вебмастеру.