биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Угадаю судьбу по фото цвет глаз по ДНК

[19 марта, 2009 г.]

Персональная медицина, о которой так много говорится в последнее время, основывается на предположении, что знание последовательности ДНК отдельного человека позволит предсказывать такие вещи как склонность к наследственным заболеваниям или вредным привычкам. Однако большинство фенотипических признаков выходят за рамки классического «зелёный и морщинистый» для семян гороха, — то есть, наследуются по мультигенному механизму, что делает предсказание этих признаков по ДНК, по меньшей мере, неочевидным. Даже цвет глаз, описанный в школьном учебнике для простоты как моногенный признак, на деле является мультигенным. (См. «Союз голубоглазых».)
В исследовании, проведённом в Нидерландах на >6000 голландцев с различным цветом глаз, учёные продемонстрировали способность с высокой точностью «угадывать» цвет глаз по набору однонуклеотидных замен (SNP), для которых известно о влиянии на этот признак. Среди 37 картированных SNP, распределённых по 8 генам, они выявили шесть (в составе 6 генов) наиболее важных для предсказания, хотя статистическая значимость связи с цветом глаз показана для каждой из этих замен. Точность предсказания составила >90% для сероглазых и кареглазых людей, и ≈75% для «промежуточных» оттенков глаз. Работа наглядно показывает, что предсказание мультигенных признаков по ДНК возможно, хотя точность в данном случае и недостаточна, например, для задач криминалистики — тем более что учёные отмечают, что для других популяций и рас точность их «формулы» может существенно снизиться. — ScienceDaily, Current Biology.