биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Дизайнерский гемоглобин

[14 апреля, 2009 г.]

Дизайн белков с новой функцией (или с существующей функцией, но собранной «с нуля») давно не даёт учёным покоя (см. «Дизайнер промахнулся!»), и некоторые успехи в этой области уже есть (см. «Дизайнерские ферменты на службе общества»). Большинство усилий, направленных на модификацию функции существующего белкá или даже создание фермента с новой функцией основывается на уже известных «структурных каркасах». Однако сложность внутримолекулярных взаимодействий и длившаяся миллионы лет «подстройка» последовательности белкá под требуемую функцию создают настолько сложную картину, что понять её до конца оказывается пока невозможным. Зато, оказывается, можно сконструировать такие взаимодействия «с нуля», на основе довольно простых и даже в чём-то умозрительных соображений. Американские учёные, начиная со структурного мотива всего в три аминокислотных остатка, «с чистого листа» создали белок, способный, подобно гемоглобину или нейроглобину, переносить кислород, и, что немаловажно, с такой же высокой эффективностью, что и природные «аналоги». Структурно новый белок не имеет с гемоглобином ничего общего: это ковалентно соединённый тетрамер (комплекс из четырёх параллельных α-спиралей), содержащий два гема (железосодержащая группа, связывающая кислород). В будущем подобный белок может быть использован для создания заменителей крови. — ScienceDaily, Nature.