биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Эндогенные не-ретро вирусы внутри нас

[14 января, 2010 г.]

Считается, что «встраиваться» в геномы живых существ могут только ретровирусы, у которых имеются для этого специализированные ферменты — ревертаза и интеграза, осуществляющие синтез ДНК на вирусной РНК-матрице и встраивание этой молекулы в хромосому «хозяина». (В геноме человека до 8% «ископаемого» вирусного материала!) Однако новые открытия на то и новые, чтобы расширять рамки старых представлений. В большинстве известных на сегодня геномов млекопитающих (а их уже 234) обнаружены «ископаемые» элементы, родственные с белком нуклеокапсида N РНК-вируса, вызывающего болезнь Борна (разновидность инфекционного энцефаломиелита; болеют, в основном, лошади). Борнавирус, не являющийся ретровирусом (!), «заселил» геномы млекопитающих (посредством ретропозиции) в разное время, — от 40 до 10 млн. лет назад. Что самое интересное, хотя большинство копий открытого элемента EBLN представляет собой «псевдогены» (проще говоря, генетически мусор), два таких элемента в человеческом геноме находятся в пределах открытой рамки считывания и генерируют белковые продукты. Не исключено, что эти белки каким-то образом принимают участие в антивирусной реакции, — аналогичные примеры уже известны. — Nature, Nature N&V.