биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Скоростная эволюция Y-хромосомы

[15 января, 2010 г.]

«Мужская» Y-хромосома, практически самая маленькая и «кривая» из всех, оказалась самой быстро эволюционирующей, — за счёт участков, отвечающих за продукцию спермы. Хотя человеческий геном уже давно не одинок, и «компанию» ему в генетических банках данных составляют прочтённые геномы нескольких других приматов (см., например, «Время обезьяньих исследований: расшифрован геном макаки резус»), до недавнего времени не было возможности сравнивать мужскую половую Y-хромосому для разных видов. (Дело в том, что из-за сложной структуры и многочисленных содержащихся в ней повторов, Y-хромосома не вошла в «черновые» версии геномов макаки или шимпанзе, — ближайшего «родственника» человека.) В новой работе, в которой была аккуратно установлена последовательность ДНК Y-хромосомы шимпанзе, показано, что скорость эволюционных изменений, которым подвергалась эта хромосома за последние шесть миллионов лет (предполагаемое время существования «общего предка» людей и шимпанзе), была намного выше, нежели в остальных хромосомах (и многих участках Y-хромосомы, не связанных с продукцией спермы). Очевидно, всё это связано с половым отбором и конкуренцией самцов за право оставить потомство, ну а дальнейшие детали учёные выяснят, занявшись Y-хромосомами других млекопитающих. — ScienceDaily, Nature.