биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Минус ген — плюс конечность?

[17 марта, 2010 г.]

Широко известно, что амфибии обладают способностью к регенерации утраченных конечностей, которой лишены млекопитающие и человек. На «родине» первой стандартизированной лабораторной линии крыс Вистар — в Вистаровском институте в Филадельфии — открыли, что, возможно, это не возможность регенерации была утрачена, а как бы была приобретена способность к «не-регенерации». В эксперименте на мышах, лишённых одного гена (p21), показано, что заживление ран у них происходит не как у всех млекопитающих (с образованием рубца), а скорее как у амфибий, с образованием бластемы — группы де-дифференцированных клеток, более напоминающих эмбриональные стволовые клетки, чем зрелые клетки млекопитающих. В норме ген p21 тормозит деление клеток при повреждении их ДНК, чтобы не допустить злокачественного перерождения, однако мутантные мыши были подвержены раку не чаще остальных за счет одновременной активации апоптоза в быстро делящихся клетках с повреждениями ДНК. Исследователи считают, что однажды методика, основанная на временном «выключении» p21, позволит регенерировать утраченные конечности и у человека. — ScienceDaily, PNAS.