биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Новооткрытые рыбьи гены помогли понять, почему первые четвероногие были многопалыми

[9 июля, 2010 г.]

Международная команда исследователей обнаружила неизвестное ранее семейство генов, необходимых для развития плавников у рыб и получивших название actinodin (and). У наземных позвоночных гены and отсутствуют. По-видимому, они были утрачены на ранних этапах эволюции четвероногих. Отключение генов and у рыб ведет к изменениям в работе ряда ключевых генов-регуляторов, которые есть не только у рыб, но и у четвероногих и от которых зависит передне-задняя полярность зачатка конечности (будь то плавник или нога). Похожие изменения в работе этих генов-регуляторов у четвероногих, возникающие в результате некоторых мутаций, приводят к полидактилии (многопалости). Возможно, утрата генов and древнейшими четвероногими создала предпосылки для развития у них большого числа (до 8) почти одинаковых пальцев. В дальнейшем у четвероногих восстановился исходный, «нормальный» характер работы генов-регуляторов, причем теперь их работа уже не зависела от утраченных генов and. Результатом этого могло стать сокращение числа пальцев до пяти. — Элементы, Nature.