биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Новое в лечении аденокарциномы

[28 марта, 2011 г.]

Мы до сих пор не можем противодействовать аденокарциноме поджелудочной железы. Последняя работа, опубликованная в Science, дает надежду на то, что вскоре мы сможем ее останавливать. Robert Vonderheide (Филадельфия, США) с командой нашли способ активировать иммунные клетки, которые после этого атакуют строму (защитная оболочка, которую опухоль строит вокруг, делая себя невидимой для иммунитета) и через образованные бреши в защите начинают уничтожать саму опухоль.
При чем исследователи обнаружили, что в этом процессе основную роль выполняют не антираковый пул Т-лимфоцитов, как принято считать. По их данным, опухолевые клетки начинают активно поглощаться макрофагами - более примитивной и общей системой очистки организма, которые в частности ответственны за элиминацию бактерий и зараженных вирусами клеток.

Образование стромы вокруг опухоли - один из козырей зрелых опухолей. Дело в том, что опухолевые клетки довольно легко обнаруживаются и уничтожаются "штатными" методами иммунной системы. Чтоб обойти это, многие опухоли маскируют себя, покрываясь защитной оболочкой - стромой. В случае аденокарциномы такая оболочка непроницаема не только для иммунитета, но и для большинства антираковых препаратов - что делает лечение еще труднее. Кроме того, элементы стромы обладают еще и иммунносупрессорной активностью.

Описанная работа изначально ставила целью ослабить строму и сделать ее проницаемой хотя бы для лекарств. Активация иммунитета посредством фактора CD40 (связывается с рецепторами на поверхности клеток иммунной системы и активирует воспалительные процессы) выглядела логичным шагом - сенсибилизировать Т-лимфоциты, и надеяться что это пересилит иммуносупрессорный эффект от образования стромы. Но испытания на 21 пациенте с уже неоперабельным раком показали неожиданный эффект - такие пациенты прожили на несколько недель дольше, а у четверых наступила относительная ремиссия.

Такой случайный результат дает надежду, что правильный путь в борьбе с аденокарциномой поджелудочной железы нащупан верно - и команда Вандергейда не собирается останавливаться на достигнутом. - Imbg