биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Пластик на завтрак

[1 апреля, 2011 г.]

Большие опасения экологов и защитников окружающей среды вызывает пластиковый и полиэтиленовый мусор, скапливающийся в океанах тысячами тонн, — кроме эстетического дискомфорта, этот мусор просто-напросто опасен для жизни многих животных. Но, как это ни странно, кое-кто все же получает от этого мусора выгоду: специализировавшиеся бактерии научились использовать мусорный полиэтилен в пищу! Жаль только, что пока непонятно, расщепляют ли бактерии выделяющийся из пластика в окружающую среду фталат, или же просто передают его вверх по пищевой цепочке.

Химическая промышленность снабдила удобной пластиковой упаковкой практически любой товар, — однако это невообразимо увеличило количество пластикового и полиэтиленового мусора, попадающего в окружающую среду, в том числе, и в океан. Долгое время считалось, что такой мусорный пластик плавает в океане мертвым балластом и не выводится из экосистемы, просто постепенно измельчаясь, хотя среди «сухопутных» бактерий и найдены такие, которые могут разлагать этот устойчивый полимер. Однако длительное наблюдение (1986–2008) за пластиковым загрязнением северной части Атлантического океана и Карибского моря показало, что, несмотря на увеличивающееся общее производство пластика и не слишком возросшую чистоплотность граждан, уровень загрязнения не показывает тенденции к увеличению.

Загрязнение северной части Атлантического океана пластиком. Забор морской воды вблизи поверхности океана проводился в 6136 точках при помощи планктонного садка, и повторялся ежегодно с 1986 до 2008 года во время специализированного круиза по Северной Атлантике и Карибскому морю. В областях, отмеченных черными звездами, загрязнение превышало 200 тыс. кусочков пластика на км2.

Детальное изучение пластиковых ошметков, извлеченных из океана, выявило их сходство с праздничным конфетти: каждый обрывок полиэтилена оказался прямо-таки оазисом и рифом биологической активности. Обнаружено это было с помощью сканирующей электронной микроскопии, показавшей целые гроздья клеток, похожих на бактериальные, на разлохмаченной и как будто бы подплавленной поверхности пластика, похожей на изрядно поеденную. Работа по изучению обитателей «пластикового созвездия» была осуществлена в Саргассовом море — участке северной части Атлантического океана, где сейчас, по данным исследования, циркулирует более 1100 тонн пластикового мусора различного происхождения [1].

Исчезающий мусор

Открытие бактерий, «поедающих» пластик, позволяет понять, почему уровень загрязнения не растет, в отличие от постоянно увеличивающегося количества пластиковых отходов. Но проведенных исследований пока недостаточно, чтобы с уверенностью сказать, безопасны ли продукты метаболизма бактерий, расщепляющих пластик, или распад упаковок и пластмассы приводит к выделению ядовитых веществ. Пластик содержит в связанном виде такие вещества как фталаты, постепенно выходящие наружу и несколько отравляя окружающих. И хотя концентрация этих веществ в океане, несомненно, ниже, чем в среднестатистической квартире, каждый угол которой испускает какие-нибудь летучие вещества промышленного происхождения, большое общее количество фталатов может повлиять на морскую экосистему и, в конечном счете, вернуться к человеку. Вот почему важно выяснить, до каких конечных продуктов бактерии разлагают пластиковые отбросы.

Едоки пластика

Генетический мета-анализ «пластиковых» бактерий показал, что они существенно отличаются от бактерий, населяющих морскую воду вокруг «судна», на котором перемещаются пластиколюбы. Это обозначает, что угощаются полиэтиленом не все бактерии подряд, а лишь особые гурманы. И правда: минимум 25% популяции едоков пластика оказались вибрионами, — родственниками холеры. Это оказалось сюрпризом, поскольку в морской воде вибрионы — редкие посетители. Непонятно, кстати, могут ли эти «едоки пластика» вызывать какие-либо заболевания у людей.

В других точках мирового океана подобных исследований не проводилось, но что-то подсказывает, что ветрá и течения не упустили ни одного уголка океана и распространили «едоков пластика» повсеместно. Ученые собираются исследовать пластиковый улов и в более отдаленных от США участках океана, чтобы как следует изучить обитателей пластиковой вселенной и познакомиться с ними поближе.

Написано по материалам Nature News [2].

1. Law K.L., Morét-Ferguson S., Maximenko N.A., Proskurowski G., Peacock E.E., Hafner J., Reddy C.M. (2011). Plastic accumulation in the North Atlantic subtropical gyre. Science 329, 1185–1188;
  2. Nature News — «Marine microbes digest plastic».