биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Библиотека генетического «нокаута»

[20 июня, 2011 г.]

Несмотря на то, что в геноме большинства млекопитающих (в том числе и человека) содержится лишь немногим больше 20000 генов (см. «В полку генов убыло»), нюансы работы большинства из них остаются неизвестными. Часто для уточнения роли определенного гена в каком-нибудь биологическом процессе гены «выключают» — временно (например, с помощью РНК-интерференции, см. «Подножка для вируса СПИДа») или постоянно, «вырезая» их из генома на уровне эмбриональных клеток (см. «Нобелевскую премию по физиологии и медицине вручили за технологию нокаутирования мышей»). Генно-инженерные линии мышей широко используются в биологических и биомедицинских исследованиях (см., например, «Рецептор „нетрадиционной ориентации“»), однако получение таких животных крайне затратно и трудоемко. Международный проект с основным участием стран Европы и Северной Америки ставит своей целью сделать доступным для сообщества инструмент быстрого получения стандартных «нокаутных» мышиных линий по каждому существующему гену, причем с возможностью точного управления местом (!) и временем (!!!) «выключения» целевого гена. За последние десятилетия ученые «выключали» уже более 17000 различных генов в мышах, но в большинстве случаев соответствующие линии животных уже недоступны, а новые эксперименты в виду отсутствия стандартов могут дать различающиеся результаты. С достижением поставленных целей новой инициативы «нокаутные» мыши должны стать индустриальным стандартом молекулярной биологии и медицины и получить повсеместное распространение в биологических испытаниях лекарств и других биологически активных веществ. — Nature News, Nature.