биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Для ядерного импорта мембранных белков нужна линкерная последовательность

[18 июля, 2011 г.]

Транспорт веществ через ядерную пору — тема сама по себе захватывающая и загадочная. Но внутри этой темы есть одна еще более запутанная и таинственная. Речь идет о транспорте в ядро мембранных белков. Чтобы молекула прошла через ядерную пору, она должна быть помечена специальной аминокислотной последовательностью, которая называется «сигнал ядерной локализации» (nuclear localization signal или просто NLS). Белки семейства кариоферинов (см. Karyopherin; к ним, например, относятся импортины) распознают эту последовательность, подхватывают помеченный ею субстрат и переносят его в ядро.
Всё это прекрасно работает, если белок гидрофильный, то есть растворимый в воде. Но если белок мембранный, то у него есть и гидрофобные (водонерастворимые) домены, которые погружены в липидную мембрану. Такие домены не могут пройти через гидрофильную ядерную пору, и белкам приходится как-то исхитряться, чтобы проникнуть в ядро целиком, сохранив свою структуру. Группа исследователей из Голландии и Америки смогла показать, что одна из главных хитростей тут — наличие у внутриядерных мембранных белков длинного неорганизованного участка (он называется «линкером»), который соединяет между собой гидрофильную и гидрофобную части молекулы. Благодаря полному отсутствию третичной и даже вторичной структуры этот линкер может довольно сильно растягиваться и сжиматься. И получается, что, когда кариоферин перетаскивает сквозь пору гидрофильную часть белковой молекулы, эта гидрофильная часть тянет за собой скользящие по мембране гидрофобные трансмембранные домены на линкерной последовательности, как на веревочке. — Элементы, Science.