биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Структура G-белоксопряженного рецептора в комплексе G-белком

[22 июля, 2011 г.]

«Биомолекула» неоднократно писала о структурной биологии G-белоксопряженных рецепторов, — области, которая насчитывает всего-то десять лет (см., например, «Структуры рецепторов GPCR „в копилку“» или «Рецепторы в активной форме»). В начале 2011 года было опубликовано целых три структуры β-адренорецепторов, в той или иной форме изображающие активированное состояние, катализирующее диссоциацию тримерного G-белка, запускающего внутриклеточные каскады передачи биохимических импульсов (см. «β-Адренорецепторы в активной форме»). Однако все эти работы не позволяли во всех деталях «увидеть» подробности взаимодействия рецептора с самим G-белком, — ключевую фазу передачи сигналов через клеточную мембрану: G-белок в этих структурах заменял короткий пептид, имитирующий один из его фрагментов. В новой работе лаборатории Брайана Кобилки, также посвященной структуре активной конформации β2-адренорецептора, G-белок виден во всех подробностях (а размер этого тримера превосходит размер самого рецептора!), — разве что молекулы ГТФ, энергией которой «питается» G-белок, в этом комплексе нет.

В полученной структуре отчетливо заметна «выемка» на цитоплазматической стороне рецептора, образованная отклонившимися от «неактивного» положения трансмембранными α-спиралями 5 и 6, которую занимает α-субъединица Gs-белка перед тем, как расщепить молекулу ГТФ и разъединиться на две части (α и βγ), активирующие аденилатциклазу и другие белки сигнального каскада. Некоторые структурные биологи уже назвали эту работу наиболее серьезным прорывом в биологии GPCR-рецепторов со времени получения пространственной структуры родопсина (см. «Зрительный родопсин — рецептор, реагирующий на свет»). Профессор Кобилка занимается β-адренорецепторами уже более 20 лет. — Nature News, Nature.