биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Вышел новый номер журнала «Клеточная трансплантология и тканевая инженерия»: VI(2), 2011

[4 августа, 2011 г.]

Журнал открывает интервью президента Европейской группы по трансплантации костного мозга Алехандро Мадригала (Великобритания) и известного онкогематолога Мануэля Фернандеза (Испания). В беседе зарубежные коллеги делятся опытом создания национальных регистров донорских образцов гемопоэтических стволовых клеток.
В номере опубликовано четыре обзора, и центральным из них следует признать работу коллектива авторов А.И. Зориной, И.Я. Бозо, В.Л. Зорина и др. «Фибробласты дермы: особенности цитогенеза, цитофизиологии и возможности клинического применения». В нем авторы анализируют современные данные о происхождении и функционировании клеток функционально-ведущего клеточного дифферона среднего слоя кожи — дермы. На основании этого анализа предложена модифицированная схема фибробластического дифферона и дивергентной дифференцировки его клетки-предшественницы. Кроме того, авторы оценивают современные тенденции использования данных клеток в эстетической медицине.
Важной практической теме посвящен обзор члена-корреспондента РАМН А.Г. Румянцева, главного акушера-гинеколога Департамента здравоохранения г. Москвы М.А. Курцера и соавт. «Клиническое значение материнского микрохимеризма у детей». Еще недавно этому биологическому феномену не уделялось внимание врачей-исследователей. Однако признаки того, что данное явление служит весомым предрасполагающим фактором в формировании системных заболеваний у ребенка заставляет переоценить подходы к трактовке данного исследования. Обзор будет, безусловно, интересен как специалистам в акушерском деле, так и иммунологам, репродуктологам, эмбриологам и др.
Перспективной фундаментальной теме посвящен обзор известно коллектива авторов под руководством профессора С.Л. Киселева «Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки как модель для изучения болезней человека», в котором приводятся достижения и перспективы в этой области, а также собственный опыт авторов по созданию уникальных специфичных тест-объектов из данной категории стволовых клеток.
Из оригинальных исследований следует особо отметить работу коллектива авторов из НИИ глазных болезней РАМН и РГМУ им. Н.И. Пирогова (С.А. Аветисов и др.) «Персонализированная клеточная терапия в офтальмологии. I. Метод получения и цитофенотип аутологичного клеточного продукта», в которой не просто реализуется одно из направлений регенеративной медицины, связанное с изготовлением терапевтического агента (лечебного средства) непосредственно под каждого больного, а, фактически, закладывается основание философии персонифицированных, но доступных клеточных технологий.
В разделе «Общетеоретические и дискуссионные работы» размещены две статьи от авторитетных научных групп. Теоретический материал о тонком строении печени, а именно «Синусоидальные клетки печени и клетки костного мозга как компоненты единой функциональной системы регуляции восстановительного морфогенеза в здоровой и поврежденной печени» из лаборатории профессора Н.А. Онищенко. И вторая статья, по стилю напоминающая настоящий манифест, вышла из под пера профессора А.С. Брюховецкого «Концепция циторегуляторной терапии злокачественных глиальных опухолей головного мозга: новая теоретическая и методологическая платформа применения клеточных технологий в нейроонкологии», в которой представляется оригинальный и дискутабельный взгляд на возможности лечения опухолевых заболеваний с использованием стволовых клеток.
Завершает номер статья из раздела «Клинический опыт», в которой оглашены обнадеживающие результаты лечения детей с врожденным укорочением конечностей путем сочетания традиционных методик дистракционного остеосинтеза и клеточных технологий. Пациенты проходили лечение и до сих пор наблюдаются в ЦИТО у профессоров С.П. Миронова и Н.П. Омельяненко, чья статья «Влияние культивированных аутогенных соединительнотканных (стромальных) клеток костного мозга (СККМ) на замедленно формирующиеся дистракционные регенераты у детей» будет интересна не только травматологам и ортопедам, но и широкому кругу медицинской общественности.
«Клеточная трансплантология и тканевая инженерия»: VI(2), 2011.