биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Новости синтетической биологии: пополнение кодирующих нуклеотидов и кодируемых аминокислот

[26 августа, 2011 г.]

Стремление вмешаться в молекулярные основы жизни с целью создать что-то принципиально не встречающееся в природе оформилось в отдельную научную отрасль — синтетическую биологию (см., например, «Смыслы „жизни“», «Жизнь в эпоху синтетической жизни»). В одном недавно опубликованном исследовании ученые сумели расширить «генетический алфавит» ДНК с четырех стандартных нуклеотидов до шести, добавив туда еще одну пару пурин—пиримидин (она получила обозначение Z—P). При этом особое внимание было уделено тому, чтобы такая ДНК устойчиво реплицировалась (то есть, могла стать объектом эволюции), и чтобы её последовательность можно было «читать» (секвенировать) более-менее стандартными методиками. Во второй работе ученые сумели закодировать в геноме E. coli модифицированную аминокислоту фосфосерин, принимающую участие в многочисленных регуляторных и сигнальных каскадах. Для этого был использован один из стоп-кодонов (UAG), хотя сейчас уже показана принципиальная возможность кодировать нестандартные остатки не одним-единственным стоп-кодоном, а достаточно большим репертуаром квадруплетов — четверок нуклеотидов (см. «Слово из четырёх букв»). — ChemPort, J. Am. Chem. Soc., ScienceDaily, Science.