биомолекула.ру. Взгляд изнутри.

Логин:
Пароль:

Гонка вооружений продолжается

[26 августа, 2011 г.]

Первое серьезное оружие против болезнетворных бактерий люди получили с открытием антибиотиков — молекул, токсичных для микробов и сравнительно безвредных для животных и человека. Однако, управляемые невидимой рукой эволюции, бактерии быстро меняются и приобретают резистентность к целым поколениям антибиотиков, — как, например, к пенициллину, спасшему не один миллион жизней в войнах XX века. Уже несколько десятилетий штаммы бактерий, устойчивых к антибиотикам, угрожают жизням больных, — а антибиотики все продолжают «сдаваться». Один из широко известных примеров приобретения устойчивости — история с ванкомицином, с 1950-х считавшимся антибиотиком «последней надежды» (используемым, если ничего уже не помогает): уже в 1980-х появились устойчивые штаммы. Не вдаваясь в подробности, эти штаммы «заменили» фрагмент D-ALA—D-ALA пептидогликанового «строительного блока» бактериальной клеточной стенки на D-ALA—D-LAC, и активность антибиотика 1000-кратно снизилась. Теперь же «интеллектуальная эволюция» наносит ответный удар: американские химики синтезировали аналог ванкомицина, блокирующий синтез клеточной стенки как у «нормальных», так и у резистентных штаммов бактерий. Больные вновь получают отсрочку, но надолго ли? — ScienceDaily, J. Am. Chem. Soc..