12 биологических методов в картинках Спецпроект

Одна из главных миссий «Биомолекулы» — докопаться до самых корней. Мы не просто рассказываем, какие новые факты обнаружили исследователи — мы говорим о том, как они их обнаружили, стараемся объяснить принципы биологических методик. Как вытащить ген из одного организма и вставить в другой? Как проследить в огромной клетке за судьбой нескольких крошечных молекул? Как возбудить одну крохотную группу нейронов в огромном мозге?

И вот мы решили рассказать о лабораторных методах более системно, собрать воедино в одной рубрике самые главные, самые современные биологические методики. Чтоб было интереснее и нагляднее, мы густо проиллюстрировали статьи и даже кое-где добавили анимации. Мы хотим, чтобы статьи новой рубрики были интересны и понятны даже случайному прохожему. И с другой стороны — чтобы они были так подробны, что даже профессионал мог бы обнаружить в них что-то новое. Мы собрали методики в 12 больших групп и собираемся сделать на их основе биометодический календарь.

«Диаэм»

Генеральный партнер цикла — компания «Диаэм»: крупнейший поставщик оборудования, реагентов и расходных материалов для биологических исследований и производств.

Статьи спецпроекта

1. Структурная биология. 2. Микроскопия. 3. Очистка молекул и разделение смесей. 4. Секвенирование нуклеиновых кислот. 5. Клеточные технологии. 6. Полимеразная цепная реакция. 7. Нейробиология. 8. Проточная цитофлуориметрия. 9. Иммунологические технологии. 10. Протеомика.

12 методов в картинках: генная инженерия. Часть I, историческая
    Биология Биотехнологии Генетика Генная инженерия Генная терапия ГМО Личность
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть I, историческая
    Полвека назад человек вплотную приблизился к возможности примерить на себя роль творца, творца самого настоящего, способного целенаправленно наделять создаваемые им организмы нужными чертами. Научившись напрямую манипулировать генами, из селекционера он превратился в инженера. Что же подвело его к этой черте и как изменился мир после? Предлагаем заглянуть в историю генной инженерии: вспомнить важнейшие открытия, сформировавшие ее теоретическую основу и методический арсенал, поразмышлять над этическими вопросами и оценить вес генно-инженерных разработок в денежном эквиваленте.
    0 Ольга Волкова 08 декабря 2017
    12 методов в картинках: «сухая» биология
    Биология Драг-дизайн Структурная биология «Сухая» биология
    12 методов в картинках: «сухая» биология
    Далеко не вся наука делается в пробирках. Современная молекулярная биология немыслима без привлечения компьютеров. Огромное количество новых биологических знаний сегодня получают в «сухих» — то есть вычислительных — экспериментах. О том, что и как делают молекулярные биологи на компьютерах, вы узнаете из этой статьи.
    0 Валентин Табакмахер 01 декабря 2017
    12 методов в картинках: протеомика
    Биология Биомолекулы Биотехнологии
    12 методов в картинках: протеомика
    Отечественному биологу, особенно, молекулярному, все реже и реже приходится писать на родном языке. Понятно, что бóльшая часть научных статей в нашей области создается на нынешнем языке научного общения — английском. Поэтому вместо вступления хочу поблагодарить главного редактора «Биомолекулы» — это он каким-то образом смог заставить меня написать этот текст, пробудив не то графоманский зуд, не то воспаленное эго, не то просто любовь к русскому языку. Но писать мне было легко: волею судеб я уже более пятнадцати лет занимаюсь одним и тем же — идентификацией и количественным анализом белков. То есть тем, что сегодня называется протеомикой. Практически всё, что я об этом знаю, по возможности доступно изложено в следующих строках.
    4 Сергей Мошковский 17 ноября 2017
    12 методов в картинках: иммунологические технологии
    Биология Биомолекулы Биотехнологии Иммунология
    12 методов в картинках: иммунологические технологии
    За сотни тысяч лет эволюции иммунная система выработала множество инструментов для сражений с патогенами. Один из главных — антитело: белок, способный необычайно избирательно связываться с характерными кусочками молекул — антигенами. Несколько десятилетий назад биологам удалось «приручить» антитела: научиться производить их к нужным антигенам в любом количестве. И это открыло новую страницу в молекулярной биологии: появились иммунологические методики. Благодаря им мы можем «поймать» в растворе, клетке или срезе ткани почти любые молекулы и понять, сколько их, где именно они находятся и как взаимодействуют с другими молекулами.
    0 Аполлинария Боголюбова 03 ноября 2017
    12 методов в картинках: проточная цитофлуориметрия
    Апоптоз Биология Биотехнологии Флуоресценция Цитология
    12 методов в картинках: проточная цитофлуориметрия
    Проточная цитофлуориметрия — необычайно функциональный метод, который позволяет разносторонне анализировать различные популяции клеток, причем не «в среднем», а каждую клетку в отдельности. Метод разработали еще в середине 20 века, а ныне его используют не только ученые, но и врачи-клиницисты. Несмотря на то, что проточную цитофлуориметрию нельзя назвать простой (сложное оборудование, трудности пробоподготовки и интерпретации результатов), она становится всё более и более популярной. В этом обзоре мы расскажем об основных достоинствах метода, его возможностях и, конечно, о необходимых тонкостях «кухни» цитометриста.
    0 Галина Вирясова 27 октября 2017
    12 методов в картинках: нейробиология
    Биология Биомембраны Биотехнологии Биофизика Ионные каналы Медицина Нейробиология Оптогенетика Цитология
    12 методов в картинках: нейробиология
    Пока не будет создан полноценный искусственный интеллект, мозг будет оставаться единственной мыслящей системой, способной хотя бы попытаться заглянуть внутрь себя и осознать свое устройство. Масштаб этой задачи обескураживает. Вряд ли какой-либо объект во Вселенной может сравниться по своей сложности с человеческим мозгом. Так какими же методами мы изучаем работу собственного мозга?
    7 Дмитрий Лебедев 15 сентября 2017