12 биологических методов в картинках Спецпроект

Одна из главных миссий «Биомолекулы» — докопаться до самых корней. Мы не просто рассказываем, какие новые факты обнаружили исследователи — мы говорим о том, как они их обнаружили, стараемся объяснить принципы биологических методик. Как вытащить ген из одного организма и вставить в другой? Как проследить в огромной клетке за судьбой нескольких крошечных молекул? Как возбудить одну крохотную группу нейронов в огромном мозге?

И вот мы решили рассказать о лабораторных методах более системно, собрать воедино в одной рубрике самые главные, самые современные биологические методики. Чтоб было интереснее и нагляднее, мы густо проиллюстрировали статьи и даже кое-где добавили анимации. Мы хотим, чтобы статьи новой рубрики были интересны и понятны даже случайному прохожему. И с другой стороны — чтобы они были так подробны, что даже профессионал мог бы обнаружить в них что-то новое. Мы собрали методики в 12 больших групп и собираемся сделать на их основе биометодический календарь.

«Диаэм»

Генеральный партнер цикла — компания «Диаэм»: крупнейший поставщик оборудования, реагентов и расходных материалов для биологических исследований и производств.

Статьи спецпроекта

1. Структурная биология. 2. Микроскопия. 3. Очистка молекул и разделение смесей. 4. Секвенирование нуклеиновых кислот. 5. Клеточные технологии. 6. Полимеразная цепная реакция. 7. Нейробиология. 8. Проточная цитофлуориметрия. 9. Иммунологические технологии. 10. Протеомика. 11. «Сухая» биология. 12.1. Генная инженерия. Часть I, историческая. 12.2. Генная инженерия. Часть II: инструменты и техники.

12 методов в картинках: генная инженерия. Часть II: инструменты и техники
    CRISPR/CAS Генетика Генная инженерия Генная терапия ГМО ДНК МГЭ Микробиология РНК РНК-интерференция Цитология
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть II: инструменты и техники
    О том, что генная инженерия изменила мир, знают почти все, а вот каким образом — только специалисты. Об этом редко рассказывают в школе, а непонятное всегда подозрительно. Этим умело пользуются «говорящие головы», транслируя с телеэкранов альтернативную реальность. Чтобы не пугаться ГМО и не демонизировать генных инженеров, достаточно хоть немного представлять их работу и знать, что будущее их творений регулируется даже слишком строго. В первой части статьи мы вспомнили историю этой отрасли и затронули этические и коммерческие вопросы, с нею связанные. А сейчас предлагаем заглянуть в мастерскую генного инженера — пройти краткий курс кройки и шитья ДНК и познакомиться с методами, расширившими границы фундаментальных исследований, биотехнологии и медицины.
    1 Ольга Волкова 29 декабря 2017
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть I, историческая
    Генетика Генная инженерия Генная терапия ГМО Личность
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть I, историческая
    Полвека назад человек вплотную приблизился к возможности примерить на себя роль творца, творца самого настоящего, способного целенаправленно наделять создаваемые им организмы нужными чертами. Научившись напрямую манипулировать генами, из селекционера он превратился в инженера. Что же подвело его к этой черте и как изменился мир после? Предлагаем заглянуть в историю генной инженерии: вспомнить важнейшие открытия, сформировавшие ее теоретическую основу и методический арсенал, поразмышлять над этическими вопросами и оценить вес генно-инженерных разработок в денежном эквиваленте.
    0 Ольга Волкова 08 декабря 2017
    12 методов в картинках: «сухая» биология
    Драг-дизайн Структурная биология «Сухая» биология
    12 методов в картинках: «сухая» биология
    Далеко не вся наука делается в пробирках. Современная молекулярная биология немыслима без привлечения компьютеров. Огромное количество новых биологических знаний сегодня получают в «сухих» — то есть вычислительных — экспериментах. О том, что и как делают молекулярные биологи на компьютерах, вы узнаете из этой статьи.
    0 Валентин Табакмахер 01 декабря 2017
    12 методов в картинках: протеомика
    Биология Биомолекулы Биотехнологии
    12 методов в картинках: протеомика
    Отечественному биологу, особенно, молекулярному, все реже и реже приходится писать на родном языке. Понятно, что бóльшая часть научных статей в нашей области создается на нынешнем языке научного общения — английском. Поэтому вместо вступления хочу поблагодарить главного редактора «Биомолекулы» — это он каким-то образом смог заставить меня написать этот текст, пробудив не то графоманский зуд, не то воспаленное эго, не то просто любовь к русскому языку. Но писать мне было легко: волею судеб я уже более пятнадцати лет занимаюсь одним и тем же — идентификацией и количественным анализом белков. То есть тем, что сегодня называется протеомикой. Практически всё, что я об этом знаю, по возможности доступно изложено в следующих строках.
    3 Сергей Мошковский 17 ноября 2017
    12 методов в картинках: иммунологические технологии
    Биомолекулы Биотехнологии Иммунология
    12 методов в картинках: иммунологические технологии
    За сотни тысяч лет эволюции иммунная система выработала множество инструментов для сражений с патогенами. Один из главных — антитело: белок, способный необычайно избирательно связываться с характерными кусочками молекул — антигенами. Несколько десятилетий назад биологам удалось «приручить» антитела: научиться производить их к нужным антигенам в любом количестве. И это открыло новую страницу в молекулярной биологии: появились иммунологические методики. Благодаря им мы можем «поймать» в растворе, клетке или срезе ткани почти любые молекулы и понять, сколько их, где именно они находятся и как взаимодействуют с другими молекулами.
    0 Аполлинария Боголюбова 03 ноября 2017
    12 методов в картинках: проточная цитофлуориметрия
    Апоптоз Флуоресценция Цитология
    12 методов в картинках: проточная цитофлуориметрия
    Проточная цитофлуориметрия — необычайно функциональный метод, который позволяет разносторонне анализировать различные популяции клеток, причем не «в среднем», а каждую клетку в отдельности. Метод разработали еще в середине 20 века, а ныне его используют не только ученые, но и врачи-клиницисты. Несмотря на то, что проточную цитофлуориметрию нельзя назвать простой (сложное оборудование, трудности пробоподготовки и интерпретации результатов), она становится всё более и более популярной. В этом обзоре мы расскажем об основных достоинствах метода, его возможностях и, конечно, о необходимых тонкостях «кухни» цитометриста.
    0 Галина Вирясова 27 октября 2017
    12 методов в картинках: нейробиология
    Биомембраны Биофизика Ионные каналы Медицина Нейробиология Оптогенетика Цитология
    12 методов в картинках: нейробиология
    Пока не будет создан полноценный искусственный интеллект, мозг будет оставаться единственной мыслящей системой, способной хотя бы попытаться заглянуть внутрь себя и осознать свое устройство. Масштаб этой задачи обескураживает. Вряд ли какой-либо объект во Вселенной может сравниться по своей сложности с человеческим мозгом. Так какими же методами мы изучаем работу собственного мозга?
    7 Дмитрий Лебедев 15 сентября 2017
    12 методов в картинках: полимеразная цепная реакция
    Биотехнологии Генетика ДНК Процессы РНК
    12 методов в картинках: полимеразная цепная реакция
    Полимеразная цепная реакция почти для каждого из нас стала обыденностью, даже если этот каждый никогда и слов таких не слышал. Медицинские центры наперебой предлагают диагностировать у вас все мыслимые болезни с помощью «ПЦР-анализа». Но задумывались ли вы о том, что это за анализ? как там всё работает? для чего еще применяют ПЦР? и есть ли какие-то альтернативные, менее дорогие, трудоёмкие и, может быть, более эффективные методы анализа? Нет? А мы вам всё равно об этом расскажем...
    10 Андрей Панов 01 сентября 2017
    12 методов в картинках: клеточные технологии
    Вакцины Иммунология Микробиология Онкология Оптогенетика Стволовые клетки Цитология Эмбриология
    12 методов в картинках: клеточные технологии
    Большая часть медико-биологических исследований проводится на клетках in vitro (то есть, не на живом организме, а на клетках «в пробирке»). Клетки используют в качестве модельного биологического объекта в научных исследованиях, при тестировании и производстве лекарств. Кроме этого, ученые научились исправлять генетические ошибки в клетках и наделять их способностью противостоять некоторым заболеваниям, что служит основой для медицинских технологий будущего — генной и клеточной терапий. Эта статья расскажет о методах работы с клетками, а также о возможностях и ограничениях, связанных с их использованием.
    0 Георгий Шаронов 18 августа 2017
    12 методов в картинках: секвенирование нуклеиновых кислот
    Генетика ДНК Секвенирование ДНК
    12 методов в картинках: секвенирование нуклеиновых кислот
    Секвенирование ДНК и РНК — это рутинный процесс, позволяющий, тем не менее, вникнуть в суть всего живого. Первоначально расшифровка генома была «развлечением» для избранных, а сегодня заказать эту услугу может каждая вторая научно-исследовательская лаборатория. С каждым годом проникнуть в дебри геномной, транскриптомной и эпигеномной информации становится все проще. Этот обзор посвящен основным принципам секвенирования нуклеиновых кислот и может послужить превосходным путеводителем как для любителя, изучающего основы молекулярной биологии, так и для специалиста, который планирует эксперимент и грезит научными прорывами.
    0 Артем Недолужко 11 августа 2017