Развитие инновационных технологий — за проектами, имеющими перспективы и возможности практического применения. Именно на них ориентированы проекты участников образовательно-акселерационной программы «Формула БИОТЕХ», организованной Научным парком МГУ совместно с компанией «Иннопрактика». Целью программы является эффективное взаимодействие представителей науки и бизнеса через поддержку инновационных разработок вчерашних студентов.
Организаторы «Формулы» применили стратегию продвижения товара, которую принято обозначать как market pull («рыночная тяга»): проекты изначально инициируются индустриальными партнерами — крупными биотех-компаниями. Следовательно, участники программы решают кейсы представителей реального бизнеса, поэтому с самого начала работы-стартапы, созданные участниками «Формулы БИОТЕХ», имеют реальный спрос на рынке.
В последние годы все больше крупных российских компаний осознают пользу инновационных продуктов и активно включаются в процесс поиска молодых перспективных проектов.
Как это работает
Создание стартапа может помочь бизнесу не только повысить лояльность текущих клиентов, но и приобрести новых, получив опыт работы на других рынках. После того как компания приняла принципиальное решение о запуске стартапа, ей необходимо сформировать команду проекта. Нанимать отдельных сотрудников для разработки нового продукта даже крупной организации не всегда выгодно. В такой ситуации оправдано, в том числе и с коммерческой точки зрения, сотрудничество с образовательно-акселерационной программой, в рамках которой отбираются перспективные участники с профильными знаниями, формируются проектные команды и стартует работа над конкретным проектом.
Выбрав этот путь, индустриальные партнеры образовательно-акселерационной программы «Формуле БИОТЕХ 2018» уже на первом этапе представили командам свое видение задач в отрасли, а участники выбрали себе ту сферу, в рамках которой им предстояло трудиться в течение последующих восьми месяцев. Еженедельно обучение на «Формуле БИОТЕХ» участников программы составило около 20 часов. Сюда входила и работа над проектом, и образовательная часть — посещение лекций бизнес-направленности.
Горизонты роста
На входе у нас было свыше двадцати крупных индустриальных партнеров и пятидесяти предоставленных ими кейсов. На финале, осенью нынешнего года, участники программы презентуют лучшие из созданных продуктов. Мы покажем, как за восемь месяцев работы можно инициировать проект с нуля — от идеи и ее верификации до первого прототипа. Стоит сказать, что по итогам каждой программы на свет появляется в среднем от 15 до 20 жизнеспособных идей. Так, по итогам работы „Формулы БИОТЕХ 2016“, сегодня успешно работают 10 компаний, что является хорошим показателем.
«Благодаря образовательной программе и конкурсу инновационных проектов „Формула БИОТЕХ 2018“, современный малый и крупный бизнес может эффективно работать над решением многих бизнес-задач, получать готовые инновационные продукты для внедрения их в массовое производство, — считает представитель индустриального партнера конкурса, директор по развитию крупной косметической компании. — У нас в компании есть собственный Центр научных разработок, свой опыт, которым мы смогли поделиться с молодыми предпринимателями и совместно найти решения по ряду актуальных задач.
Участникам программы мы предложили 5 бизнес-кейсов. За восемь месяцев интенсивной работы по созданию прототипов реальных продуктов и их последующей коммерциализации как особо перспективные мы можем выделить два проекта.
Первый — „Тест на определение наличия пальмового масла в молочных продуктах в домашних условиях“. Метод тестирования, разработанный группой молодых ученых, позволит определить фальсифицированные продукты, не прибегая к услугам лаборатории. Тема второго проекта — „Создание альтернативного метода определения токсичности агрессивных косметических средств“. Команда работает над созданием программного обеспечения, которое сможет математическим методом определить степень токсичности средства по введенному списку используемых в рецептуре веществ.
В научном поиске и бизнес-тестировании различных гипотез акселератор играет роль, которую сложно преувеличить: в его среде рождаются новые идеи и продукты, меняющие мир!».
Инновационное будущее
Сегодня крупные корпорации понимают, что любая организация, независимо от ее размера или отрасли, в которой она ведет свою деятельность, сталкивается с появлением новых игроков, которые успешно используют новые технологии. Компании, ориентированные на развитие, понимают — пропустить перспективные разработки сегодня, значит «не попасть в завтра». Работая со стартапами, компании получают возможность улавливать тренды, которые в дальнейшем могут определить вектор развития рынка.
Поэтому крупные игроки рынка открыты для диалога и готовы помогать стартапам с каналами сбыта, формированием подходящего продукта и клиентских баз данных, осуществлять техническую и бизнес-экспертизу. Взамен корпорации получают возможность стоять у истоков новых продуктов, диверсифицировать бизнес, привлекать новых клиентов.
«Программа „Формула“ существует почти 14 лет. За это время обучение в ней прошли более 3000 человек, было разработано свыше 350 бизнес-концепций инновационных идей, подготовлено около 170 бизнес-планов, которые были представлены членам жюри и инвесторам. В предстоящем сентябре мы выпустим новые инновационные стартапы, но стараемся не терять связи с нашими выпускниками: всегда готовы поддерживать их и впоследствии будем рады увидеть их в наших программах в качестве индустриальных партнеров», — подвел итоги руководитель программы Василий Петреченко.