Формат статьи

Период публикации

• SciNat за апрель 2018 #2: нейроны родительской заботы, идеальное жилье для норовируса и трагический половой диморфизм
    Биология
    Свежие номера авторитетных научных журналов расскажут о нейронах, активных при разных типах родительской деятельности, о том, почему микроцефалию удобнее исследовать на хорьках, а не на мышах, о том, как организовать компартментализацию с помощью РНК и о печальном опыте ископаемых остракод, которым половой диморфизм оказался вреден.
    0 Юлия Кондратенко 15 апреля 2018
  • У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    Биология Биомолекулы Цитология
    У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    Как известно, митохондрии представляют собой эндосимбиотические бактерии, которые обосновались в эукариотических клетках и так прижились, что отдали бóльшую часть своих генов в ядерный геном клетки-хозяина. Но при этом митохондрии оставили за собой право регулировать экспрессию этих генов, ведь без подобного контроля она не была бы согласована с жизнедеятельностью самих митохондрий. И конечно, митохондрии научились сообщать ядру, что у них что-то пошло не так. Для этого они используют особые белки ретроградного транспорта, которые при определенных условиях перемещаются из митохондрий в ядро. Такие белки обнаружили у дрожжей Saccharomyces cerevisiae и нематод Caenorhabditis elegans, а вот у млекопитающих найти их аналоги долгое время не удавалось. И вот наконец появился подходящий кандидат — транскрипционный кофактор GPS2: он перемещается из митохондрий в ядро в ответ на деполяризацию митохондриальной мембраны, которая обычно свидетельствует о крайне напряженной обстановке в этих органеллах. Каким же образом GPS2 может обеспечивать молекулярный диалог митохондрий и ядра в клетках млекопитающих?
    0 Елизавета Минина 13 апреля 2018
  • SciNat за апрель 2018 #1: раскрываем исторические тайны эволюции вирусов, извлекаем азот из камня и анализируем печень вдоль и поперек
    Биология
    Трендом свежего номера Nature стали экологические катаклизмы, криоэлектронные исследования и прорывы в области регенерационной медицины. А вот новые статьи Science изобилуют работами, посвященными процессам восстановления — от мембран до функций головного мозга. Кроме того, в первую неделю апреля мы узнаем, как вырастить сердечную ткань за четыре недели, какие клетки стремятся к «вечной жизни», сколько белков нужно, чтобы построить один вирусный капсид и как запустить процесс кроветворения с помощью печени.
    0 Анна Гобова 08 апреля 2018
  • Автобиография Ричарда Докинза: «Неутолимая любознательность: Как я стал ученым». Рецензия
    Биология Личность ОколоНауки Эволюционная биология
    Наверное, каждому любителю научно-популярной литературы известно имя английского эволюционного биолога и популяризатора науки Клинтона Ричарда Докинза. Слава к нему пришла сразу после публикации в 1976 г. его первой и, пожалуй, самой известной книги «Эгоистичный ген». Автобиографическое произведение «Неутолимая любознательность: Как я стал ученым», представляемое в России издательством Corpus, по своей сути — краткая история детства, юности и становления автора как ученого.
    0 Артем Недолужко 07 апреля 2018
  • Разделяй и властвуй: роль разделения фаз в жизни клетки
    Биология Биомолекулы Цитология
    Разделяй и властвуй: роль разделения фаз в жизни клетки
    За множеством деталей, которым посвящено большинство научных статей, зачастую сложно увидеть какой-то глобальной принцип, особенно когда речь идёт об области науки с довольно устоявшимися представлениями — такой как клеточная биология. Однако иногда исключения всё-таки случаются. Наша статья посвящена одному такому исключению, которое, без преувеличения, претендует на роль нового принципа в клеточной биологии — концепции разделения фаз как основы структурной организации клетки.
    0 Елизавета Минина 03 апреля 2018
  • SciNat за март 2018 #5: первый этап образования биопленок, транспортер железа для борьбы с малярией и новые синтетические антибиотики
    Биология
    Свежие номера авторитетных журналов отличаются обилием статей о структурах белков. Из них вы сможете узнать, как кофактор нитрогеназы связывает азот, как небольшая молекула ISRIB помогает начать трансляцию и как устроен комплекс GATOR1, помогающий mTORC1 чувствовать недостаток питательных веществ. Кроме того, вы сможете прочесть о том, как бактериям удается прочно связаться с поверхностью, чтобы начать образовывать биопленку, о том, как транспортер железа может мешать малярийному плазмодию и о поразительно настойчивом грибке Batrachochytrium dendrobatidis, уже десять лет уничтожающем целые виды амфибий и не сбавляющем патогенность.
    0 Юлия Кондратенко 01 апреля 2018
  • Стивен Монро Липкин: «Время генома». Рецензия
    Биология Биотехнологии Генетика Медицина
    Стивен Монро Липкин: «Время генома». Рецензия
    «Время генома» — книга практикующего врача-генетика Стивена Монро Липкина и научного журналиста Джона Луома, которую с уверенностью можно назвать гидом в современную медицинскую генетику и криминалистику. Погружаясь в истории из врачебной практики, читатель узнаёт основы генетики и молекулярной биологии, сведения о современных методах расшифровки и анализа геномов. Не забывают авторы рассказать и о внутренних переживаниях пациентов и влиянии человеческого фактора в моменты, когда необходимо принять ответственное решение. Каждая история напоминает небольшой детектив, но самое захватывающее начинается, когда авторы приступают к рассказам о применении генетических методов в криминалистике, где порой только генетика и помогает восстановить справедливость. Примечательно, что эта книга — не ода генетическим методам, и в ней без прикрас указываются их проблемные стороны, включая не только методологические, но и биоэтические и философские.
    0 Надежда Потапова 31 марта 2018