Биомолекулы

• Разнообразие и эволюция систем CRISPR/CAS Обзор
    CRISPR/CAS Биология Биомолекулы Микробиология
    Разнообразие и эволюция систем CRISPR/CAS
    144 0,2
    Системы CRISPR/Cas вот уже несколько лет триумфально шествуют по лабораториям мира, и неудивительно: эта простая, дешевая и быстрая технология редактирования генома нашла самое широкое применение в генетической инженерии. Однако биология систем CRISPR/Cas, а именно их функционирование в качестве противовирусных иммунных агентов бактерий и архей, не менее интересна и увлекательна: разнообразие молекулярных механизмов и в то же время их фундаментальное сходство и простота общей идеи поражают воображение. Наш обзор посвящен разнообразию естественных систем CRISPR/Cas.
    0 Елизавета Минина 24 мая 2019
  • Почему именно семь, или Загадка микроцина C Новость
    Антибиотики Биология Биомолекулы Микробиология
    Почему именно семь, или Загадка микроцина C
    445 0,6
    Жизнь в бактериальном мире — это жестокая и безжалостная конкуренция за ресурсы и пространство, необходимые для существования. Чтобы выжить, многие бактерии обзаводятся плазмидами, которые кодируют токсины пептидной природы, убивающие соседние клетки, зачастую и своего вида. К числу таких токсинов относится микроцин C, вырабатываемый кишечной палочкой (Escherichia coli). Этот токсин образуется в виде пептида-предшественника, который приобретает губительные для клеток свойства после особых посттрансляционных модификаций. Хотя пептиды, подобные микроцину C, производятся многими неродственными видами бактерий и имеют совершенно разный аминокислотный состав, практически все они длиной ровно семь аминокислотных остатков. Но почему именно семь? Ответом на этот вопрос задались исследователи из Института биологии гена, Сколковского института науки и технологий, Университета Иллинойса (США) и Биомедицинского центра Уппсалы (Швеция), и результаты их исследований появились в свежем номере журнала mBio Американского микробиологического общества. Попробуем и мы разобраться в «знаке семи» микроцина C.
    0 Елизавета Минина 07 мая 2019
  • Протеомный детектив, или В чем виновен альфа-амилоид? Обзор
    Биология Биомолекулы Иммунология Медицина Онкология
    Протеомный детектив, или В чем виновен альфа-амилоид?
    343 0,4
    Это очень личная история. Я расскажу о том, как пятнадцать лет назад мы с коллегами обнаружили подозреваемого (белок альфа-амилоид) в преступлении (соучастии в патогенезе рака). После нескольких лет работы с ним мы решили, что это просто свидетель (участник воспалительного каскада, не связанного с развитием рака) и отпустили его (прекратили проект). Я же никогда не верил в его невиновность. Маленькие зацепки у меня были, но... Только недавно с помощью отрядов спецназа, вездеходов, вертолетов и приборов ночного видения (статья в Nature, больше десятка линий трансгенных мышей, опухолевые трансплантаты и клинические образцы) другие следователи доказали вину подозреваемого в одном эпизоде преступления (метастазировании рака поджелудочной железы в печень).
    0 Сергей Мошковский 19 апреля 2019
  • Ядерная ламина и пространственная организация хроматина у дрозофилы Новость
    Биология Хроматин Цитология
    Ядерная ламина и пространственная организация хроматина у дрозофилы
    307 0,4
    Хотя ядерная ламина (белковая «сетка», играющая роль каркаса клеточного ядра) описана очень давно, ее роль в определении архитектуры хроматина долгое время оставалась неясной. Недавно на страницах журнала Nature Communications группа российских исследователей, в числе которых специалисты из Института биологии гена, МГУ, КФУ и Сколковского института науки и технологий, сообщила, что в отсутствие ядерной ламины в клетках дрозофилы линии S2 наблюдается общее повышение компактизации хроматина, сопровождающееся его отдалением от ядерной оболочки. Наша статья посвящена этому интересному открытию.
    0 Елизавета Минина 02 апреля 2019
  • Что такое внеклеточный матрикс и почему его все изучают Обзор
    Биология Биомолекулы Матрикс Медицина Старение Цитология
    Что такое внеклеточный матрикс и почему его все изучают
    1498 1,9
    Внеклеточный матрикс (ВКМ) — многокомпонентная субстанция, в которую погружены все клетки нашего организма. В последнее десятилетие интерес к внеклеточному матриксу значительно возрос. Это связано с установлением его роли в старении, клеточной дифференцировке, успешной терапии рака и лечении некоторых наследственных заболеваний. Мы подготовили цикл статей, в котором расскажем об организации внеклеточного матрикса, болезнях, связанных с его патологиями, роли ВКМ в старении и подходах к корректировке возрастных изменений. В первой статье цикла мы рассказываем о компонентах и функциях внеклеточного матрикса, разбираемся, какую практическую пользу может принести его изучение, а также вкратце освещаем самые важные открытия в этой области, совершенные за последний год.
    0 Даниил Давыдов 29 марта 2019
  • Длинные некодирующие РНК бактерий Обзор
    Биология Биомолекулы Микробиология РНК
    Длинные некодирующие РНК бактерий
    524 0,7
    Исследование длинных некодирующих РНК — одно из лидирующих направлений в современной молекулярной биологии и биоинформатике. В их изучении заинтересованы и медики, так как некоторые длинные некодирующие РНК являются биомаркерами определенных заболеваний. Однако обычно в поле зрения исследователей попадают длинные некодирующие РНК эукариот, а о прокариотах чаще всего забывают. Мы решили восстановить справедливость и рассказать об основных классах длинных некодирующих РНК бактерий, известных на сегодняшний день.
    0 Елизавета Минина 26 марта 2019
  • От Бульона до Эукариот. Первый организм и наш древнейший предок Обзор
    Биология Биомолекулы Микробиология Мнения РНК Цитология Эволюционная биология
    От Бульона до Эукариот. Первый организм и наш древнейший предок
    847 1,1
    Одной из главных причин, по которой мы изучаем биологию, является желание понять наше происхождение. Чем больше ископаемых остатков мы изучим, тем больше ветвей добавится к нашему биологическому древу. Но все ветви растут из единого ствола. Так кто же находится у корней?
    0 Андрей Артамонов 22 марта 2019
  • Что особенного в мозге человека? Новость
    Биология Биомембраны Биофизика Ионные каналы Наука из первых рук Нейробиология Своя работа
    Что особенного в мозге человека?
    1191 1,5
    Нейроны человека и других млекопитающих очень похожи, если смотреть «издалека». Тем не менее есть и важные различия. Недавно ученые из Института Аллена (среди которых и автор этой статьи) опубликовали работу в журнале Neuron, где показали, что возбудимости нейронов мозга человека и мыши заметно различаются. Оказалось, что нейроны коры мозга человека имеют гораздо большее количество HCN-каналов, которые особым образом влияют на возбудимость нейронов. Что это значит с точки зрения эволюции и какой эффект оказывает на поведение отдельных нейронов?
    0 Анатолий Бучин 15 февраля 2019
  • Микробиологические войны: чем бактерии воюют друг с другом Новость
    Антибиотики Биология Биомолекулы Микробиология Наука из первых рук
    Микробиологические войны: чем бактерии воюют друг с другом
    836 1,0
    Повсеместно распространенная устойчивость бактерий к большинству антибиотиков, применяемых в современной медицине, грозит скорым ренессансом смертоносных бактериальных инфекций и потому вызывает большое беспокойство в кругах медиков и биологов. Поэтому одно из направлений, привлекающее внимание многих исследователей, — антимикробные пептиды, которые сами же бактерии и продуцируют для борьбы с конкурентами — другими бактериальными клетками. Зачастую эти пептиды содержат причудливые химические модификации, придающие им токсические свойства. Какие бактериальные ферменты осуществляют реакции, приводящие к таким замысловатым модификациям? Группа исследователей Центра наук о жизни Сколковского института науки и технологий совместно с исследователями из Центра Джона Иннса в Великобритании изучили ферментный комплекс, который синтезирует микроцин B17 — антибактериальный пептид, продуцируемый кишечной палочкой (Escherichia coli), и выявили химический механизм реакций, которые придают ему свойства токсина. Первый автор работы, Дмитрий Гиляров, любезно согласился прокомментировать исследование и рассказал, каковы перспективы применения бактериальных пептидов в клинической практике.
    0 Елизавета Минина 22 января 2019
  • Хит-парад «Биомолекулы» 2018 Новость
    CRISPR/CAS Аутоиммунитет Биология Биомембраны Биомолекулы Биотехнологии Биофизика Вакцины Вирусология Генная инженерия Иммунология Итоги года Медицина Микробиология Нейробиология Эпигенетика
    Хит-парад «Биомолекулы» 2018
    1007 1,3
    Многие издания подводят в конце декабря итоги печатного года — и «Биомолекула» не исключение. Знакомьтесь с нашим хит-парадом статей, которые в 2018 году читали чаще всего! Если вы видели прошлогодний «парад открыток», то что-то может вам показаться знакомым — некоторые обзорные статьи не теряют актуальности и продолжают регулярно просматриваться. Но появились и новички, которые привлекли к себе много читателей.
    0 Анна Петренко 30 декабря 2018