Биомолекулы

Формат статьи

Период публикации

• Как CRISPR/Cas работает не по специальности
    CRISPR/CAS Биология Биомолекулы Генетика Микробиология Процессы
    Как CRISPR/Cas работает не по специальности
    117 0,0
    Как известно, система CRISPR/Cas служит мощнейшим средством защиты бактерий от мобильных генетических элементов (плазмид, транспозонов и, конечно, бактериофагов). За прошедшие несколько лет системы CRISPR/Cas обнаружены у большинства бактерий и архей. Однако накапливается все больше данных, свидетельствующих о том, что роль CRISPR/Cas не ограничивается адаптивным иммунитетом. Показано, что эти системы регулируют экспрессию многих бактериальных генов, влияя на вирулентность патогенных бактерий и групповое поведение, а также участвуют в репарации ДНК и ускоряют эволюцию геномов. Наш обзор посвящен неиммунным функциям систем CRISPR/Cas и их молекулярным механизмам.
    0 Елизавета Минина 20 июля 2018
  • Терапевтические антитела
    Антитело: лучший способ распознать чужого
    Биомолекулы Биотехнологии Иммунология Медицина Фармакология
    Антитело: лучший способ распознать чужого
    327 0,8
    Процесс связывания антигена с антителом состоит из множества этапов. Организму нужно создать разнообразные антитела, научить их отличать свои антигены от чужих, отобрать лучшие варианты и заставить клетки их массово производить... И это только начало иммунного ответа: связывание с антигеном влечет за собой длинную цепь молекулярных и клеточных взаимодействий, приводящих к уничтожению врага. Мы попробуем описать сложную жизнь антител в организме, поговорим о разных видах антител (не только у человека) и о том, как люди научились использовать оба свойства антител — узнавать чужого и запускать иммунный ответ — в научных и медицинских целях. Эта статья — вторая в цикле работ, посвященных терапевтическим антителам.
    0 Полина Лосева 13 июля 2018
  • Кавеолы: уникальные «порталы» клеточной мембраны
    Биология Биомембраны Биомолекулы Цитология
    Кавеолы: уникальные «порталы» клеточной мембраны
    319 0,8
    Любая клетка имеет мембрану, состоящую из двойного слоя липидов со встроенными в него белками. Разумеется, клетка должна обмениваться с окружающей средой сигналами и веществами. Малые молекулы просто диффундируют через мембрану или проникают через особые белковые каналы. Но как быть с более крупными молекулами — например, с небольшими белками? Для этого существует специальный путь — эндоцитоз. В общем случае его схема выглядит так: от клеточной мембраны отпочковывается пузырёк (везикула), переносящая вещество; далее везикула сливается с лизосомами, ферменты которых расщепляют ее содержимое. Но эндоцитоз может идти и другим путём — посредством структур, известных как кавеолы. Именно им и будет посвящена наша статья.
    0 Елизавета Минина 04 июля 2018
  • «Биохимия» — «Биомолекуле»
    Новый взгляд на геном: не просто цепочка генов, а трехмерная сеть, интегрирующая функциональные домены ядра
    Биология Биомолекулы Хроматин Цитология
    547 1,3
    Редакция журнала «Биохимия» и «Биомолекула» предлагают вашему вниманию специальный выпуск журнала, посвященный 3D-организации генома, функциональной компартментализации клеточного ядра и регуляции транскрипции. В выпуске представлены статьи ведущих отечественных и ряда зарубежных ученых, которые кратко резюмирует «Биомолекула». Большое внимание уделяется значению стохастических процессов в установлении 3D-архитектуры генома и эпигенетической роли пространственной организации генома.
    0 Сергей Разин 28 июня 2018
  • Нанопоровое секвенирование: на пороге третьей геномной революции
    Биология Биотехнологии ДНК Секвенирование ДНК
    Нанопоровое секвенирование: на пороге третьей геномной революции
    889 2,2
    Публикация первого генома человека в 2001 году стала предвестником постгеномной эры — появление технологий секвенирования нового поколения (next-generation sequencing, NGS) позволило поверить в будущее персонифицированной геномики. Сегодня, спустя более 15 лет, коммерциализация приборов, чья работа основана на нанопоровом секвенировании, делает это будущее реальностью. Давайте же обсудим, чем так привлекательна новая технология.
    0 Артем Недолужко 22 июня 2018
  • Аммонийный датчик анаммокс-бактерии
    Биология Биомолекулы Микробиология Наука из первых рук Рецепторы Своя работа Структурная биология Цитология
    Аммонийный датчик анаммокс-бактерии
    251 0,6
    Ученым из Института математических проблем биологии РАН совместно с коллегами из Германии и Нидерландов удалось установить структуру необычной сигнальной системы недавно открытых анаммокс-бактерий. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications [1].
    0 Владимир Лунин 07 мая 2018
  • Удивительные свойства гигантских клеток трофобласта
    Биология Биомолекулы Хроматин Цитология Эмбриология
    Удивительные свойства гигантских клеток трофобласта
    195 0,5
    Гигантские клетки трофобласта — один из типов клеток плаценты грызунов. Цитологически они в высшей степени необычны: это крупные многоядерные клетки, причем их ядра полиплоидны вследствие эндоредупликаций. В апреле 2018 г. журнал Nature Scientific Reports опубликовал работу, авторы которой утверждают, что хроматин этих необычных клеток отличается крайне рыхлой структурой. К тому же в их хроматине классические гистоны почти полностью заменены вариантными формами.
    0 Елизавета Минина 03 мая 2018
  • Как иммунная система может помешать работе Cas9
    Биология Биомолекулы Биотехнологии Генная инженерия Генная терапия Иммунология
    Как иммунная система может помешать работе Cas9
    787 1,9
    Результаты недавних исследований ставят под вопрос применимость наиболее распространенных систем CRISPR/Cas9 для редактирования генома. Удар пришел, откуда его не ждали, а именно, со стороны иммунитета. Выяснилось, что у многих людей имеются антитела к ключевому компоненту системы — белку Cas9.
    0 Елизавета Минина 26 апреля 2018
  • У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    Биология Биомолекулы Цитология
    У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    441 1,1
    Как известно, митохондрии представляют собой эндосимбиотические бактерии, которые обосновались в эукариотических клетках и так прижились, что отдали бóльшую часть своих генов в ядерный геном клетки-хозяина. Но при этом митохондрии оставили за собой право регулировать экспрессию этих генов, ведь без подобного контроля она не была бы согласована с жизнедеятельностью самих митохондрий. И конечно, митохондрии научились сообщать ядру, что у них что-то пошло не так. Для этого они используют особые белки ретроградного транспорта, которые при определенных условиях перемещаются из митохондрий в ядро. Такие белки обнаружили у дрожжей Saccharomyces cerevisiae и нематод Caenorhabditis elegans, а вот у млекопитающих найти их аналоги долгое время не удавалось. И вот наконец появился подходящий кандидат — транскрипционный кофактор GPS2: он перемещается из митохондрий в ядро в ответ на деполяризацию митохондриальной мембраны, которая обычно свидетельствует о крайне напряженной обстановке в этих органеллах. Каким же образом GPS2 может обеспечивать молекулярный диалог митохондрий и ядра в клетках млекопитающих?
    0 Елизавета Минина 13 апреля 2018
  • Разделяй и властвуй: роль разделения фаз в жизни клетки
    Биология Биомолекулы Цитология
    Разделяй и властвуй: роль разделения фаз в жизни клетки
    704 1,7
    За множеством деталей, которым посвящено большинство научных статей, зачастую сложно увидеть какой-то глобальной принцип, особенно когда речь идёт об области науки с довольно устоявшимися представлениями — такой как клеточная биология. Однако иногда исключения всё-таки случаются. Наша статья посвящена одному такому исключению, которое, без преувеличения, претендует на роль нового принципа в клеточной биологии — концепции разделения фаз как основы структурной организации клетки.
    0 Елизавета Минина 03 апреля 2018