Биомолекулы

Сортировка

Формат статьи

Период публикации

• Аммонийный датчик анаммокс-бактерии
    Биология Биомолекулы Микробиология Наука из первых рук Рецепторы Своя работа Структурная биология Цитология
    Аммонийный датчик анаммокс-бактерии
    Ученым из Института математических проблем биологии РАН совместно с коллегами из Германии и Нидерландов удалось установить структуру необычной сигнальной системы недавно открытых анаммокс-бактерий. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications [1].
    0 Владимир Лунин 07 мая 2018
  • Удивительные свойства гигантских клеток трофобласта
    Биология Биомолекулы Хроматин Цитология Эмбриология
    Удивительные свойства гигантских клеток трофобласта
    Гигантские клетки трофобласта — один из типов клеток плаценты грызунов. Цитологически они в высшей степени необычны: это крупные многоядерные клетки, причем их ядра полиплоидны вследствие эндоредупликаций. В апреле 2018 г. журнал Nature Scientific Reports опубликовал работу, авторы которой утверждают, что хроматин этих необычных клеток отличается крайне рыхлой структурой. К тому же в их хроматине классические гистоны почти полностью заменены вариантными формами.
    0 Елизавета Минина 03 мая 2018
  • Как иммунная система может помешать работе Cas9
    Биология Биомолекулы Биотехнологии Генная инженерия Генная терапия Иммунология
    Как иммунная система может помешать работе Cas9
    Результаты недавних исследований ставят под вопрос применимость наиболее распространенных систем CRISPR/Cas9 для редактирования генома. Удар пришел, откуда его не ждали, а именно, со стороны иммунитета. Выяснилось, что у многих людей имеются антитела к ключевому компоненту системы — белку Cas9.
    0 Елизавета Минина 26 апреля 2018
  • У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    Биология Биомолекулы Цитология
    У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    Как известно, митохондрии представляют собой эндосимбиотические бактерии, которые обосновались в эукариотических клетках и так прижились, что отдали бóльшую часть своих генов в ядерный геном клетки-хозяина. Но при этом митохондрии оставили за собой право регулировать экспрессию этих генов, ведь без подобного контроля она не была бы согласована с жизнедеятельностью самих митохондрий. И конечно, митохондрии научились сообщать ядру, что у них что-то пошло не так. Для этого они используют особые белки ретроградного транспорта, которые при определенных условиях перемещаются из митохондрий в ядро. Такие белки обнаружили у дрожжей Saccharomyces cerevisiae и нематод Caenorhabditis elegans, а вот у млекопитающих найти их аналоги долгое время не удавалось. И вот наконец появился подходящий кандидат — транскрипционный кофактор GPS2: он перемещается из митохондрий в ядро в ответ на деполяризацию митохондриальной мембраны, которая обычно свидетельствует о крайне напряженной обстановке в этих органеллах. Каким же образом GPS2 может обеспечивать молекулярный диалог митохондрий и ядра в клетках млекопитающих?
    0 Елизавета Минина 13 апреля 2018
  • Разделяй и властвуй: роль разделения фаз в жизни клетки
    Биология Биомолекулы Цитология
    Разделяй и властвуй: роль разделения фаз в жизни клетки
    За множеством деталей, которым посвящено большинство научных статей, зачастую сложно увидеть какой-то глобальной принцип, особенно когда речь идёт об области науки с довольно устоявшимися представлениями — такой как клеточная биология. Однако иногда исключения всё-таки случаются. Наша статья посвящена одному такому исключению, которое, без преувеличения, претендует на роль нового принципа в клеточной биологии — концепции разделения фаз как основы структурной организации клетки.
    0 Елизавета Минина 03 апреля 2018
  • Власть колец: всемогущие кольцевые РНК
    Биотехнологии Генетика Медицина РНК
    Власть колец: всемогущие кольцевые РНК
    В клетках эукариот гены, как правило, экспрессируются с образованием линейных молекул РНК. Однако по матрице многих генов синтезируются и ковалентно замкнутые кольцевые РНК. Эти молекулы почти 40 лет были обделены вниманием молекулярных биологов, и, как оказалось, совершенно незаслуженно. Недавние успехи в секвенировании РНК показали, что кольцевые РНК считываются с тысяч разных генов, и постепенно накапливаются сведения о многообразии и важности функций этих «темных лошадок». Выяснилось, например, что синтез некоторых кольцевых РНК связан с развитием ряда заболеваний, в том числе онкологических и болезни Альцгеймера. А это значит, что у нас появился прекрасный повод поговорить о биологии кольцевых РНК и их связи со здоровьем человека.
    0 Елизавета Минина 13 февраля 2018
  • Кишечная микрофлора: третий нелишний в иммунотерапии рака
    Биомолекулы Иммунология Микробиология Онкология
    Кишечная микрофлора: третий нелишний в иммунотерапии рака
    В онкологии наступает эра иммунотерапии. У иммунной системы есть мощный потенциал для борьбы со злокачественными опухолями, и науке становится известно все больше способов его реализовать. Однако в противостоянии между иммунитетом и раком есть еще один игрок, с которым приходится считаться, — кишечная микрофлора. В то время как одни микроорганизмы «партизанят» против иммунопрепаратов, другие могут стать ценным источником новых терапевтических подходов.
    0 Артем Кабанов 29 января 2018
  • MIMIVIRE: как мимивирусы защищаются от вирофагов
    CRISPR/CAS Вирусология Генетика ДНК Микробиология
    MIMIVIRE: как мимивирусы защищаются от вирофагов
    Вирофаги — это небольшая группа вирусов, которые могут размножаться в эукариотических клетках только вместе с другим вирусом-хозяином, используя его «фабрику» для производства собственных частиц. Известные на данный момент вирофаги паразитируют на гигантских вирусах, в частности мимивирусах, которые, в свою очередь, инфицируют клетки амёб. Используя ферменты вирусов-хозяев для образования своих частиц, вирофаги сильно портят им жизнь, мешая формированию вирионов и протеканию инфекционного цикла. Недавно было показано, что мимивирусы не так уж и беззащитны перед вирофагами: у них есть особая молекулярная машина, получившая название MIMIVIRE. Первоначально было заявлено, что по механизму работы MIMIVIRE очень напоминает систему CRISPR/Cas прокариот, направленную на защиту от вирусов и плазмид. Впрочем, история с MIMIVIRE куда более темная, чем кажется на первый взгляд...
    0 Елизавета Минина 22 января 2018
  • 12 биометодов
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть II: инструменты и техники
    CRISPR/CAS Генетика Генная инженерия Генная терапия ГМО ДНК МГЭ Микробиология РНК РНК-интерференция Цитология
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть II: инструменты и техники
    О том, что генная инженерия изменила мир, знают почти все, а вот каким образом — только специалисты. Об этом редко рассказывают в школе, а непонятное всегда подозрительно. Этим умело пользуются «говорящие головы», транслируя с телеэкранов альтернативную реальность. Чтобы не пугаться ГМО и не демонизировать генных инженеров, достаточно хоть немного представлять их работу и знать, что будущее их творений регулируется даже слишком строго. В первой части статьи мы вспомнили историю этой отрасли и затронули этические и коммерческие вопросы, с нею связанные. А сейчас предлагаем заглянуть в мастерскую генного инженера — пройти краткий курс кройки и шитья ДНК и познакомиться с методами, расширившими границы фундаментальных исследований, биотехнологии и медицины.
    1 Ольга Волкова 29 декабря 2017
  • Рождественский и (пред)новогодний парад открыток 2017
    Биомембраны Вакцины Генная инженерия Иммунология Итоги года Нейродегенерация Нейромедиаторы
    Рождественский и (пред)новогодний парад открыток 2017
    Конец декабря — финишная черта календарного года. Время оглянуться назад в прошлое и подвести итоги. Раньше доброй рождественской традицией для многих людей был процесс отправления и получения открыток с пожеланиями и дружественными советами. Но время идет вперед, и сегодня новогодние открытки стали не мессенджером, а скорее средством хранения информации. Перебирая старые карточки с описаниями, можно вспомнить самые яркие и запомнившиеся моменты прошедшего. Накануне Нового года представляем вам праздничный парад открыток, в которых мы вместе со знакомыми героями мультфильмов вспомним самые читаемые статьи «Биомолекулы» 2017 года.
    0 Анна Гобова 26 декабря 2017