Биология

Если математика — царица наук, то биология — по меньшей мере, премьер-министр. Поскольку биология — наука о живых существах (включая и людей) и изучает абсолютно ВСЕ аспекты жизни, трудно не согласиться с ее грандиозной ролью в системе знаний и культуре человечества. Очевидно, что изучать абстрактное «живое» весьма непросто (этим занимается философия), поэтому для формального упрощения своей задачи биология имеет множество разделов и направлений, различающихся как конкретными объектами исследования, так и методами. Например, антропология изучает человека, цитология — клетки, генетика — наследственность/изменчивость, микробиология — микроорганизмы, иммунология — реакцию организма на чужеродные структуры, этология — поведение...

• Гликобиология
    Жизнь без сахара — не сахар: третий алфавит в молекулярной биологии
    Биология Биомолекулы Биотехнологии Иммунология Наука из первых рук Структурная биология Цитология
    Жизнь без сахара — не сахар: третий алфавит в молекулярной биологии
    Как говорил Шекспир, вся наша жизнь игра, а люди в ней актеры. Удивительно, но эту аналогию можно применить и к живым организмам в целом. Тогда ДНК окажется сценарием, РНК будет интерпретацией этого сценария конкретным лицедеем (клеткой), белок — самой его игрой на сцене, действием. Но как же костюмный образ, сценическая импровизация, взаимодействия актеров, создающие всю магию спектакля? Верьте или нет, но этим занимаются посттрансляционные модификаторы, и, в частности, гликаны, что по сути своей являются сахарами. Представляем вам первую статью из цикла, посвященного гликобиологии.
    0 Валерия Кузык 05 июня 2020
  • Криминалистика
    Криминалистика и судебные экспертизы: запутанная история
    Биотехнологии Генетика Диагностика
    Криминалистика и судебные экспертизы: запутанная история
    Кто такой эксперт-криминалист? На самом деле, один только этот вопрос может ввести читателя в ступор. «Наверное, это тот, кто осматривает место происшествия», — скажет один. «Или же тот, кто проводит анализ улик», — дополнит его товарищ. «Специалист-криминалист должен уметь проводить молекулярно-генетическую экспертизу», — выскажет свое предположение третий участник. «Да, а еще он должен разбираться в оружии, ядах, психологии, и, конечно же, уметь снимать отпечатки пальцев!» — заметит четвертый. Кто же из них прав? Удивительно, но верны предположения всех участников дискуссии. «Неужели один-единственный человек может обладать таким количеством знаний и навыков?» — с удивлением спросите вы. Ответом на это будет: «Нет» (если, конечно, мы с вами не ведем речь о Шерлоке Холмсе или другом гениальном сыщике :-) ). В реальной жизни экспертов-криминалистов — узких специалистов в своей области — большое множество: так же, как и видов криминалистических экспертиз, которыми они занимаются. В этой статье спецпроекта «Криминалистика» мы поближе познакомимся с этой невероятно интересной наукой, выясним, какие бывают судебные экспертизы и попытаемся немного разобраться в их многообразии.
    0 Алексей Абрамов 04 июня 2020
  • Модельные организмы
    Модельные организмы: моллюски
    Биология Нейробиология
    Модельные организмы: моллюски
    Моллюски — сверхуспешный проект матушки-природы. Ведь многие из них, мало изменившись, пережили сотни миллионов лет. Но в качестве модельных объектов (которым мы посвящаем этот спецпроект) мы любим их не за это — их нервная система содержит клетки, видимые простым глазом: они достигают миллиметровых размеров и имеют сопоставимые по диаметру отростки. Зарождающаяся нейрофизиология справедливо сочла такие огромные, притом возбудимые, клетки чудом природы. Так моллюски переехали из морей, прудов и садов в лаборатории, где на славу послужили и продолжают служить нейронаукам.
    0 Сергей Мошковский 04 июня 2020
  • Станислав Дробышевский: «Палеонтология антрополога. Книга 2. Мезозой». Рецензия Рецензии
    Станислав Дробышевский: «Палеонтология антрополога. Книга 2. Мезозой». Рецензия
    Вторая часть предполагаемой трилогии «Палеонтология антрополога» погружает нас в мир мезозойской эры. Описывая интереснейший период в истории жизни, ознаменовавшийся взлётом и падением древних ящеров, появлением цветковых растений и их опылителей, рывком в эволюции млекопитающих, автор, к сожалению, пошёл по пути, выбранному в первой книге, и не смог выдержать баланса между научностью и популярностью изложения.
    0 Антон Цыбко 03 июня 2020
  • Евгения Гюнтер: «Как спят зверята?». Рецензия Рецензии
    Биология Детям
    Евгения Гюнтер: «Как спят зверята?». Рецензия
    В 2018 году издательство «Пешком в историю» выпустило в мир книгу «Как спят зверята?». Автор в увлекательной форме рассказывает читателям о том, как и сколько спят взрослые и маленькие животные и каковы их привычки, связанные с отходом ко сну. Из этой красочной и яркой книги читатели всех возрастов смогут узнать о разнообразном «сонном царстве» в мире животных.
    0 Светлана Бозрова 01 июня 2020
  • SciNat за май 2020 #4: генетические разбирательства, бактериальные приспособленцы и растения-захватчики Дайджест
    Биология
    На этой неделе будет очень много генетики на всех уровнях — от случайных мутаций и минорных перестроек до фундаментальных исследований генома человека. Заодно мы познакомимся с «горячими зонами» кроссинговера и драйверными мутациями при редких видах рака. Также нас ждет погружение в бактериальный мир опухолей, изучение чудо-прибора для контроля за уровнем сахара в крови и секрет уничтожения «плохих» клеток с помощью токсинов.
    0 Анна Гобова 31 мая 2020
  • Евгения Гюнтер: «Как тебя зовут?». Рецензия Рецензии
    Биология Детям
    Евгения Гюнтер: «Как тебя зовут?». Рецензия
    Если у вас есть ребёнок, интересующийся природой, но вы ничего не помните из школьного курса ботаники, а гулять с огромной энциклопедией в надежде встретить нужную травинку — это не для вас, то выход есть! Возьмите в руки книгу «Как тебя зовут?», вышедшую в издательстве «Пешком в историю».
    0 Антон Бабурин 30 мая 2020
  • Хоуп Джарен: «Девушка из лаборатории. История о деревьях, науке и любви». Рецензия Рецензии
    Биология ОколоНауки
    Как стать ученым? «Это довольно просто», — говорит читателю своей книги профессор Джарен Хоуп, — «начните задавать вопросы и почувствуйте, что радость открытия — это ключ к тому, чтобы прожить счастливую жизнь». Книга «Девушка из лаборатории» позволит читателю узнать много интересного о мире деревьев и проникнуться уважением к той удивительной жизненной силе, которой обладают населяющие Землю растения. А еще вы сможете заглянуть в лабораторию автора и узнать об экспериментальной работе то, чего не найдете ни в одной научной статье.
    0 Инна Гутерман 27 мая 2020
  • SciNat за май 2020 #3: искусственный глаз, древние украшения и новое о SARS-CoV-2 Дайджест
    Биология
    В новых выпусках авторитетных научных журналов вышло сразу несколько статей, посвященных инфекции, вызванной SARS-CoV-2. Кроме того, на этой неделе вы узнаете о том, как ученые создали искусственный глаз, о древних украшениях, найденных в Болгарии, и о том, как Т-клетки связаны с ранним старением.
    0 Елена Головина 24 мая 2020
  • Дмитрий Крылов: «Я пингвин». Рецензия Рецензии
    Дмитрий Крылов: «Я пингвин». Рецензия
    Книжка «Я пингвин» — не просто рассказ об этих прекрасных птицах, но целый мануал, посвящённый их характеристикам и тому, как пингвином стать, а главное — зачем это вообще нужно. Хотя, по прочтении, этот вопрос будет снят, и взрослый, и ребёнок единодушно согласятся с первым же предложением в книге: «Пингвин — венец творения нашей матери Природы. Ничего более совершенного, изящного и утончённого она так и не создала».
    0 Надежда Потапова 23 мая 2020