Аутоиммунные заболевания Спецразмещение

Этот цикл статей посвящен болезням, при которых организм начинает бороться сам с собой, вырабатывая аутоантитела и/или аутоагрессивные клоны лимфоцитов. Мы расскажем о том, как работает иммунитет и почему иногда он начинает «стрелять по своим». Некоторым самым распространенным заболеваниям будут посвящены отдельные публикации. Для соблюдения объективности мы пригласили стать куратором спецпроекта доктора биологических наук, чл.-корр. РАН, профессора кафедры иммунологии МГУ Дмитрия Владимировича Купраша. К тому же у каждой статьи есть свой рецензент, более детально вникающий во все нюансы.

Партнеры проекта — Михаил Батин и Алексей Маракулин (Open Longevity / «Объединенные Консультанты Финправо»).

Статьи спецпроекта

1. Иммунитет: борьба с чужими и… своими. 2. Системная красная волчанка: болезнь с тысячью лиц. 3. Сахарный диабет I типа, или охота на поджелудочную железу.

Сахарный диабет I типа, или охота на поджелудочную железу
    Питание Здравоохранение Процессы Медицина
    Сахарный диабет I типа, или охота на поджелудочную железу
    Сахарная болезнь — звучит загадочно и как будто несерьезно. Что же кроется за этим названием? К сожалению, сахарная болезнь (diabetes mellitus) — совсем «не сахар»: на фоне масштабной потери жидкости больных изнуряет постоянная жажда, а многие узнают о своем недуге лишь после выхода из диабетической комы. Среди осложнений неконтролируемого сахарного диабета нередки поражения глаз, почек, нервной и сердечно-сосудистой систем, в связи с чем это заболевание относят к одной из серьезнейших проблем нашего общества.
    0 Светлана Бозрова 29 апреля 2017
    Системная красная волчанка: болезнь с тысячью лиц
    Фармакология Эпигенетика Здравоохранение Диагностика Дерматология Иммунология Процессы Медицина Генетика
    Системная красная волчанка: болезнь с тысячью лиц
    Системной красной волчанкой (СКВ) болеют несколько миллионов человек в мире. Это люди всех возрастов, от младенцев до пожилых. Причины развития заболевания неясны, но многие факторы, способствующие его появлению, хорошо изучены. Излечить волчанку пока что нельзя, но этот диагноз уже не звучит подобно смертному приговору. Попробуем разобраться, прав ли был доктор Хаус, подозревая эту болезнь у многих своих пациентов, есть ли генетическая предрасположенность к СКВ и может ли определенный образ жизни защитить от этой болезни.
    1 Анна Петренко (Пастухова) 17 апреля 2017
    Иммунитет: борьба с чужими и… своими
    Иммунология Медицина Биология
    Иммунитет: борьба с чужими и… своими
    Около 5% населения Земли страдают аутоиммунными заболеваниями — состоянием, при котором собственные клетки иммунной системы организма вместо того, чтобы бороться с патогенами, уничтожают нормальные клетки органов и тканей. В этой статье, предваряющей спецпроект по аутоиммунным заболеваниям, мы рассмотрим основные принципы работы иммунной системы и покажем, почему возможна такая диверсия с ее стороны.
    0 Аполлинария Боголюбова 26 января 2017
    Обёртка для аксона
    Цитология Нейробиология Медицина
    Обёртка для аксона
    Очень часто при описании нервной системы используются «электрические» термины: например, нервы сравниваются с проводами. Это потому, что по нервному волокну действительно перемещается электрический сигнал. Каждому из нас известно, что оголенный провод опасен, ведь он бьет током, и по этой причине люди пользуются изоляционными материалами, не проводящими электричество. Природе тоже не чужда техника безопасности, и нервные «провода» она обматывает своим собственным изолирующим материалом — миелином.
    1 Виктор Лебедев 31 марта 2016
  • Аутоиммунные заболевания
    Почему помощники нейронов «ползают» и «прыгают»?
    Нейробиология Биология
    Почему помощники нейронов «ползают» и «прыгают»?
    Когда мы думаем о мозге, то представляем себе сложные процессы высшей нервной деятельности — от сновидений до изучения иностранных языков. Однако за всеми этими глобальными вещами стоят обыкновенные клетки — нейроны. Благодаря построению сложных сетей они функционируют как огромный социум. И даже на самых ранних этапах развития клетки — предшественницы нервной ткани подчас отличаются «нестандартным поведением», которое в конечном счете обеспечивает сложную архитектуру связей мозга. Для того чтобы разобраться в этом, попробуем ответить на ряд вопросов.
    0 Анна Гобова 15 марта 2016
    Лаборатория биокатализа ИБХ: дизайнерские ферменты и клоны-мятежники
    Места Иммунология
    Лаборатория биокатализа ИБХ: дизайнерские ферменты и клоны-мятежники
    Несмотря на название лаборатории биокатализа ИБХ РАН, ее заведующий Александр Габибович Габибов научил своих сотрудников не только биокатализу, но и многому другому. О направленной эволюции ферментов и каталитических антител с помощью суперкомпьютеров и в пробирке с миллионами микробиореакторов, о «войнах клонов» на полях сражения с рассеянным склерозом и других захватывающих направлениях, которые развивает лаборатория, расскажет эта статья.
    0 Алексей Белогуров 28 февраля 2016
    Найден механизм, предотвращающий развитие некоторых аутоиммунных заболеваний
    Иммунология Биомолекулы Медицина
    Найден механизм, предотвращающий развитие некоторых аутоиммунных заболеваний
    Иммунная система защищает нас от различных патогенов. Но многие из средств её защиты опасны и для мирных клеток организма. Поэтому так важно не превысить предел необходимой самообороны: пострадают свои. Белки интерфероны (IFN) эффективно препятствуют развитию вирусных инфекций, но при избыточной реакции могут быть причиной развития аутоиммунных заболеваний. Ученые открыли новый путь регуляции интерфероновой ветви иммунного ответа. Главный игрок в нём — белок ISG15, предотвращающий чрезмерный IFN-α/β-ответ на вирусы и развитие вызванных им аутоиммунных заболеваний.
    0 Маргарита Перцева 02 февраля 2015