ОколоНауки

Как бы ни казалось со стороны, наука — это не только «получение и систематизация научного знания». Наука — это еще и специфический социальный институт со своими правилами и особенностями. «ОколоНауки» — раздел «Биомолекулы», посвященный в меньшей мере тому, что и как ученые исследуют, а в большей — тому, «каково это вообще — быть ученым». Здесь собраны статьи разных рубрик, посвященные биологическому образованию, карьере в науке и биотехе, дискуссионным научным темам, описанию своей работы реальными молодыми (и не очень) учеными, а также разнообразным научным рейтингам и итогам.

• Сколтех
    Науки о жизни: магистерская программа Сколтеха по биотехнологии
    Биология Карьера Места Образование ОколоНауки
    Науки о жизни: магистерская программа Сколтеха по биотехнологии
    Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) — одно из нескольких образовательных учреждений на территории инновационного центра Сколково, часто упоминаемого в прессе, когда речь заходит про новые технологии и предпринимательство. Эта статья продолжает спецпроект, посвященный биологическому направлению Сколтеха. В ней рассказывается о том, как работает и развивается магистерская программа Сколтеха по направлению «Биотехнология» и как ее студенты занимаются наукой и инновациями.
    0 Антон Кротов 08 июля 2019
  • Михаил Шифрин: 100 рассказов из истории медицины. Величайшие открытия, подвиги и преступления во имя вашего здоровья и долголетия. Рецензия Рецензии
    Медицина ОколоНауки
    Летом 2019 года издательство Альпина Паблишер выпустило книгу «100 рассказов из истории медицины. Величайшие открытия, подвиги и преступления во имя вашего здоровья и долголетия». Какие открытия привели человечество к такому уровню развития медицины, который мы видим в настоящее время? Какие личности стояли за этим? Какие порой курьезные, порой серьезные ситуации случались на пути к открытиям? На все эти вопросы в своем труде постарался ответить Михаил Шифрин.
    0 Светлана Бозрова 29 июня 2019
  • «Биохимия» — «Биомолекуле»
    Такие разные стволовые клетки
    Иммунология Медицина Наука из первых рук Нейробиология Нейродегенерация Стволовые клетки Эмбриология
    Такие разные стволовые клетки
    Наш организм состоит из более чем двухсот различных типов клеток. Эти 1013 маленьких живых объектов связаны сложными сетями взаимодействий, причем каждая клетка выполняет свою строго определенную функцию во благо всего организма. За разнообразие клеточного состава и обновление изношенных клеток отвечают стволовые клетки (СК). Они бывают разными и отличаются в первую очередь способностью дифференцироваться — «превращаться» в специализированные клетки. Плюрипотентная СК может дать начало всем клеткам, присутствующим во взрослом организме; СК крови может дать все возможные типы клеток крови (но не нейрон или клетку эпителия кишечника), а потомки клетки — предшественницы кератиноцитов могут быть только кератиноцитами (такая клетка называется унипотентной). Подробнее о типах и свойствах стволовых клеток, а также о том, как их можно изучать и применять в медицине, рассказывает специальный выпуск журнала «Биохимия»: «Такие разные стволовые клетки». Редакция журнала «Биохимия» и «Биомолекула» предлагают вашему вниманию обзорную статью, которая резюмирует работы, опубликованные в этом номере.
    0 Ольга Лебедева 28 июня 2019
  • Андреа Антинори «Книга о китах». Рецензия Рецензии
    Биология Мнения Экология
    Андреа Антинори «Книга о китах». Рецензия
    «Книга о китах» итальянского художника-иллюстратора Андреа Антинори вышла в издательстве «Пешком в историю» в 2019 году и посвящена самым крупным млекопитающим на Земле ― китам. Они представлены на ее страницах в подробных красочных научно достоверных иллюстрациях, занимающих бóльшую часть разворота. Книга рассказывает об эволюции китообразных, о том, чем они питаются, как общаются друг с другом и людьми, как воспитывают потомство и с кем соседствуют. Немалая часть посвящена и представителям разных видов ― косатке, кашалоту, финвалу, синему киту, так что юные читатели научатся отличать китов друг от друга не только по внешности, но и даже по фонтану! Несмотря на то, что книга рассчитана на младший и средний школьные возрасты, и взрослые читатели смогут найти в ней много нового и интересного.
    0 Наталия Солнцева 15 июня 2019
  • Сколтех
    Биологический наукоград: как работает Центр наук о жизни Сколтеха
    Биология Карьера Места Образование ОколоНауки
    Биологический наукоград: как работает Центр наук о жизни Сколтеха
    Название «Сколтех» часто всплывает в российской и зарубежной прессе: то в связи с открытием нового кампуса, то в связи с финансированием или получением международной аккредитации программ для учащихся. Этой статьей мы открываем новый спецпроект, посвященный функционированию самой близкой читателю «Биомолекулы» части Сколтеха — биологической. В нем читатель узнает из первых рук, как работает, развивается и преодолевает трудности Центр наук о жизни Сколтеха!
    0 Анна Петренко 31 мая 2019
  • Екатерина Умнякова: «Как работает иммунитет. Разоблачение мифов о здоровье». Рецензия Рецензии
    Биология Иммунология Медицина ОколоНауки
    В начале 2019 года издательство Аванта совместно с проектом «Библиотека Гутенберга» выпустили книгу «Как работает иммунитет. Разоблачение мифов о здоровье». Каким образом организм противостоит инфекциям? Что происходит с патогенами, когда они проникают в организм? Как человеку выжить в мире бактерий и вирусов? На эти вопросы в своей книге постаралась ответить исследователь и популяризатор науки Екатерина Умнякова.
    0 Светлана Бозрова 20 апреля 2019
  • Пётр Талантов: «0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия». Рецензия Рецензии
    Здравоохранение Медицина Мнения
    Книга Петра Талантова «0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия», вышедшая в издательстве Corpus, — честный рассказ о доказательной медицине, какой она является и какой ей надлежит быть, об источниках нашего знания и причинах мифов и заблуждений, окружающих различные области медицинской науки.
    0 Антон Цыбко 13 апреля 2019
  • Лидия Канг, Нэйт Педерсен: «История шарлатанства. Краткий обзор худших способов лечения с древности до наших дней». Рецензия Рецензии
    Медицина ОколоНауки
    Детальная, увлекательная и порой даже утомительно веселая книга Лидии Канг и Нэйта Педерсена «История шарлатанства. Краткий обзор худших способов лечения с древности до наших дней», вышедшая в издательстве LiveBook, расскажет читателю не только об извилистом пути развития медицины и странных, невообразимых и жутких способах лечения, но и наглядно проиллюстрирует, насколько в любую эпоху сильна в человеке любовь к жизни.
    0 Анна Петренко 30 марта 2019
  • От Бульона до Эукариот. Первый организм и наш древнейший предок Обзор
    Биология Биомолекулы Микробиология Мнения РНК Цитология Эволюционная биология
    От Бульона до Эукариот. Первый организм и наш древнейший предок
    Одной из главных причин, по которой мы изучаем биологию, является желание понять наше происхождение. Чем больше ископаемых остатков мы изучим, тем больше ветвей добавится к нашему биологическому древу. Но все ветви растут из единого ствола. Так кто же находится у корней?
    1 Андрей Артамонов 22 марта 2019
  • Когда появляется иммунологическая память? Новость
    Биология Иммунология Наука из первых рук Эмбриология
    Когда появляется иммунологическая память?
    Когда B- и T-лимфоциты активируются в результате вторжения в организм какого-то патогенна, те из них, что способны распознавать антигены этого патогена, начинают размножаться, причем часть новых лимфоцитов не вступает непосредственно в схватку с врагом, а становится хранителем информации о его антигенах. Такие лимфоциты называют клетками памяти; они могут циркулировать в организме еще многие годы после столкновения с патогеном, и благодаря им при повторном заражении развивается молниеносный иммунный ответ, не оставляющий никаких шансов захватчику. Казалось бы, иммунные клетки памяти должны появляться в организме после рождения, когда он начинает сталкиваться с разнообразными бактериями и вирусами. Однако, как показало недавнее исследование, в кишечнике человеческого эмбриона имеется популяция CD4+ (то есть несущих на своей поверхности гликопротеин CD4) T-клеток, которые по молекулярным свойствам соответствуют клеткам памяти. Наша статья посвящена этому открытию.
    0 Елизавета Минина 12 марта 2019