Генетика

• Стивен Монро Липкин: «Время генома». Рецензия
    Биология Биотехнологии Генетика Медицина
    Стивен Монро Липкин: «Время генома». Рецензия
    198 0,5
    «Время генома» — книга практикующего врача-генетика Стивена Монро Липкина и научного журналиста Джона Луома, которую с уверенностью можно назвать гидом в современную медицинскую генетику и криминалистику. Погружаясь в истории из врачебной практики, читатель узнаёт основы генетики и молекулярной биологии, сведения о современных методах расшифровки и анализа геномов. Не забывают авторы рассказать и о внутренних переживаниях пациентов и влиянии человеческого фактора в моменты, когда необходимо принять ответственное решение. Каждая история напоминает небольшой детектив, но самое захватывающее начинается, когда авторы приступают к рассказам о применении генетических методов в криминалистике, где порой только генетика и помогает восстановить справедливость. Примечательно, что эта книга — не ода генетическим методам, и в ней без прикрас указываются их проблемные стороны, включая не только методологические, но и биоэтические и философские.
    0 Надежда Потапова 31 марта 2018
  • Геномная головоломка: открой в себе мозаика
    Биология Вопросы пола Генетика Медицина Онкология Эмбриология
    Геномная головоломка: открой в себе мозаика
    591 1,5
    Если вы до сих думаете, что у всех клеток вашего организма одинаковый геном, то спешим вас разочаровать. Есть вероятность, что у индивидуума не найти и двух клеток с полностью идентичной ДНК. Грозит ли это чем-то, почему ученые с энтузиазмом изучают мозаицизм, и как видит будущее этой области известный исследователь геномных вариаций Алексей Абызов из лаборатории при Клинике Мэйо (Mayo Clinic), чья группа недавно опубликовала новую статью по этой теме?
    0 Анна Петренко (Пастухова) 23 марта 2018
  • Противофаговая линия Мажино в клетках прокариот: новые открытия
    CRISPR/CAS Генетика Микробиология
    Противофаговая линия Мажино в клетках прокариот: новые открытия
    450 1,1
    Гонка вооружений между бактериями и фагами, вероятно, не закончится никогда. Ни одна из сторон не выйдет из этой войны окончательным победителем. Все, на что могут рассчитывать противоборствующие лагеря — динамическое равновесие.
    0 Артем Кабанов 20 февраля 2018
  • Власть колец: всемогущие кольцевые РНК
    Биотехнологии Генетика Медицина РНК
    Власть колец: всемогущие кольцевые РНК
    613 1,6
    В клетках эукариот гены, как правило, экспрессируются с образованием линейных молекул РНК. Однако по матрице многих генов синтезируются и ковалентно замкнутые кольцевые РНК. Эти молекулы почти 40 лет были обделены вниманием молекулярных биологов, и, как оказалось, совершенно незаслуженно. Недавние успехи в секвенировании РНК показали, что кольцевые РНК считываются с тысяч разных генов, и постепенно накапливаются сведения о многообразии и важности функций этих «темных лошадок». Выяснилось, например, что синтез некоторых кольцевых РНК связан с развитием ряда заболеваний, в том числе онкологических и болезни Альцгеймера. А это значит, что у нас появился прекрасный повод поговорить о биологии кольцевых РНК и их связи со здоровьем человека.
    0 Елизавета Минина 13 февраля 2018
  • Тайна зеленой черепахи: высокая температура делает черепах самками
    Вопросы пола Генетика Экология
    Тайна зеленой черепахи: высокая температура делает черепах самками
    361 0,9
    Мальчик или девочка? Ответ может зависеть от многих факторов — генетических или внешней среды. Например, у большинства рептилий пол зависит от температуры инкубации яиц. Такой способ определения пола называется температурозависимым. Появившиеся в новостях сообщения о том, что из-за глобального потепления почти вся популяция зеленых морских черепах Большого Барьерного рифа состоит из самок, заставили нас вспомнить молекулярные основы температурозависимого определения пола и объяснить, почему резкие изменения климата угрожают и другим видам рептилий.
    0 Дарья Моргачева 06 февраля 2018
  • MIMIVIRE: как мимивирусы защищаются от вирофагов
    CRISPR/CAS Вирусология Генетика ДНК Микробиология
    MIMIVIRE: как мимивирусы защищаются от вирофагов
    349 0,9
    Вирофаги — это небольшая группа вирусов, которые могут размножаться в эукариотических клетках только вместе с другим вирусом-хозяином, используя его «фабрику» для производства собственных частиц. Известные на данный момент вирофаги паразитируют на гигантских вирусах, в частности мимивирусах, которые, в свою очередь, инфицируют клетки амёб. Используя ферменты вирусов-хозяев для образования своих частиц, вирофаги сильно портят им жизнь, мешая формированию вирионов и протеканию инфекционного цикла. Недавно было показано, что мимивирусы не так уж и беззащитны перед вирофагами: у них есть особая молекулярная машина, получившая название MIMIVIRE. Первоначально было заявлено, что по механизму работы MIMIVIRE очень напоминает систему CRISPR/Cas прокариот, направленную на защиту от вирусов и плазмид. Впрочем, история с MIMIVIRE куда более темная, чем кажется на первый взгляд...
    0 Елизавета Минина 22 января 2018
  • 12 биометодов
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть II: инструменты и техники
    CRISPR/CAS Генетика Генная инженерия Генная терапия ГМО ДНК МГЭ Микробиология РНК РНК-интерференция Цитология
    12 методов в картинках: генная инженерия. Часть II: инструменты и техники
    2335 5,6
    О том, что генная инженерия изменила мир, знают почти все, а вот каким образом — только специалисты. Об этом редко рассказывают в школе, а непонятное всегда подозрительно. Этим умело пользуются «говорящие головы», транслируя с телеэкранов альтернативную реальность. Чтобы не пугаться ГМО и не демонизировать генных инженеров, достаточно хоть немного представлять их работу и знать, что будущее их творений регулируется даже слишком строго. В первой части статьи мы вспомнили историю этой отрасли и затронули этические и коммерческие вопросы, с нею связанные. А сейчас предлагаем заглянуть в мастерскую генного инженера — пройти краткий курс кройки и шитья ДНК и познакомиться с методами, расширившими границы фундаментальных исследований, биотехнологии и медицины.
    1 Ольга Волкова 29 декабря 2017