Ферменты лишают донорскую кровь групповой специфичности

Новость
Электронная микрофотография клеток крови. Показано цветом: красный — эритроциты, фиолетовый — тромбоциты, зеленый — Т-лимфоцит, оранжевый — лейкоцит. Фото: AA/MDS Glossary.
Недавно выделены бактериальные ферменты, эффективно удаляющие A и B антигены с поверхности эритроцитов.

Наличие антигенов A и B, специфических сахаров (N-ацетил-D-галактозамина, D-галактозы) на поверхности эритроцитов, определяет группу крови у людей. Кроме того, в плазме крови содержатся специфичные к A и B антигенам белки агглютинины — α и β, соответственно. Эритроциты человека могут не обладать антигенами и агглютининами, иметь один из них или оба сразу — OO / αβ (I группа), AO / β (II группа), BO / α (III группа), AB (IV группа). Если агглютинин встречает «свой» антиген, например, при переливании донорской крови, то может происходить склеивание (агрегация) эритроцитов, приводящая в дальнейшем к гемолитической анемии, почечной недостаточности и даже летальном исходу. В среднем, в одном из 15 тыс. переливаний происходят ошибки в определении совместимости крови донора и реципиента.

Методика удаления антигенов с поверхности эритроцитов с помощью ферментов и получения «универсальных» эритроцитов была предложена более 25 лет назад. В незрелых зернах кофе был обнаружен фермент, удаляющий антиген В [1], однако из-за недостаточно эффективного действия он не был введен в широкую клиническую практику. Генрик Клаузен (Henrik Clausen) из Университета Копенгагена совместно с коллегами решили найти более эффективные ферменты бактериального происхождения. В результате было обнаружено два фермента из гликозидазного семейства, обладающих высокой активностью при нейтратральном pH. Первый белок был выделен из кишечной бактерии Bacteroides fragilis и специфичен к антигену B. Его активность в 1000 раз выше по сравнению с ферментом из кофейных зерен. Второй белок обнаружен в условно-патогенном микроорганизме Elizabethkingia meningosepticum, он проявляет активность по отношению к антигену А.

На данный момент группа Клаузена активно сотрудничает с компанией ZymeQuest, которая планирует провести клинические испытания выделенных ферментов на безопасность и эффективность при обработке ими крови пациентов. В случае положительных результатов, в ближайшем будущем следует ожидать появления новой весьма востребованной технологии, значительно снижающей риски при переливании крови.

Источники: Nature Biotechnology, Newscientist