Формат статьи

Период публикации

• Возвращение домой: вирус Эбола снова атакует ДРК
    Биология «Биомолекула» — Forbes Вирусология Вирус Эбола Здравоохранение Медицина
    Возвращение домой: вирус Эбола снова атакует ДРК
    295 0,6
    В мае Всемирная организация здравоохранения объявила об очередном всплеске заражения вирусом Эбола в Африке — на этот раз в Демократической Республике Конго. В ней вирус и был открыт в 1976 году. «Биомолекула» поговорила с пресс-секретарем Министерства здравоохранения ДРК Джессикой Илунгой (Jessica Ilunga) о развитии ситуации в стране и о том, что поменялось в борьбе с этой болезнью по сравнению с предыдущими вспышками.
    5 Анна Петренко 15 июня 2018
  • От атомов к древу (отрывок из книги)
    Биология Эволюционная биология
    От атомов к древу (отрывок из книги)
    337 0,8
    Мы публикуем отрывок из книги Сергея Ястребова «От атомов к древу: Введение в современную науку о жизни». Из чего состоят живые тела и при чем тут углерод? Что такое генетический код, кто такие вирусы, как устроено эволюционное древо и почему произошел кембрийский взрыв? Предлагаемая книга дает актуальные ответы на эти и многие другие вопросы. «Фокусом» рассказа служит эволюция жизни на Земле: автор считает, что только под этим углом зрения самые разные биологические проблемы обретают единый смысл. Книга состоит из четырех частей, темы которых последовательно расширяются: «Химия жизни», «Механизм жизни», «Древо жизни» и «История жизни». Рекомендуется широкому кругу читателей, всерьез интересующихся современной биологией. (Аннотация из бумажного издания.) Книга вышла при поддержке фонда «Эволюция».
    0 Андрей Панов 09 июня 2018
  • Аммонийный датчик анаммокс-бактерии
    Биология Биомолекулы Микробиология Наука из первых рук Рецепторы Своя работа Структурная биология Цитология
    Аммонийный датчик анаммокс-бактерии
    250 0,6
    Ученым из Института математических проблем биологии РАН совместно с коллегами из Германии и Нидерландов удалось установить структуру необычной сигнальной системы недавно открытых анаммокс-бактерий. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications [1].
    0 Владимир Лунин 07 мая 2018
  • Удивительные свойства гигантских клеток трофобласта
    Биология Биомолекулы Хроматин Цитология Эмбриология
    Удивительные свойства гигантских клеток трофобласта
    193 0,5
    Гигантские клетки трофобласта — один из типов клеток плаценты грызунов. Цитологически они в высшей степени необычны: это крупные многоядерные клетки, причем их ядра полиплоидны вследствие эндоредупликаций. В апреле 2018 г. журнал Nature Scientific Reports опубликовал работу, авторы которой утверждают, что хроматин этих необычных клеток отличается крайне рыхлой структурой. К тому же в их хроматине классические гистоны почти полностью заменены вариантными формами.
    0 Елизавета Минина 03 мая 2018
  • Как иммунная система может помешать работе Cas9
    Биология Биомолекулы Биотехнологии Генная инженерия Генная терапия Иммунология
    Как иммунная система может помешать работе Cas9
    782 1,9
    Результаты недавних исследований ставят под вопрос применимость наиболее распространенных систем CRISPR/Cas9 для редактирования генома. Удар пришел, откуда его не ждали, а именно, со стороны иммунитета. Выяснилось, что у многих людей имеются антитела к ключевому компоненту системы — белку Cas9.
    0 Елизавета Минина 26 апреля 2018
  • У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    Биология Биомолекулы Цитология
    У млекопитающих найден белок, перемещающийся из митохондрий в ядро
    439 1,1
    Как известно, митохондрии представляют собой эндосимбиотические бактерии, которые обосновались в эукариотических клетках и так прижились, что отдали бóльшую часть своих генов в ядерный геном клетки-хозяина. Но при этом митохондрии оставили за собой право регулировать экспрессию этих генов, ведь без подобного контроля она не была бы согласована с жизнедеятельностью самих митохондрий. И конечно, митохондрии научились сообщать ядру, что у них что-то пошло не так. Для этого они используют особые белки ретроградного транспорта, которые при определенных условиях перемещаются из митохондрий в ядро. Такие белки обнаружили у дрожжей Saccharomyces cerevisiae и нематод Caenorhabditis elegans, а вот у млекопитающих найти их аналоги долгое время не удавалось. И вот наконец появился подходящий кандидат — транскрипционный кофактор GPS2: он перемещается из митохондрий в ядро в ответ на деполяризацию митохондриальной мембраны, которая обычно свидетельствует о крайне напряженной обстановке в этих органеллах. Каким же образом GPS2 может обеспечивать молекулярный диалог митохондрий и ядра в клетках млекопитающих?
    0 Елизавета Минина 13 апреля 2018
  • Несколько слов о читателях «Биомолекулы»
    Итоги года Мнения
    Несколько слов о читателях «Биомолекулы»
    422 1,0
    Друзья, целый месяц в конце 2017 год мы собирали ваши ответы на вопросы о нашем сайте. «Биомолекула» безмерно благодарна всем 622 читателям, высказавшим своё мнение о новом дизайне и содержании портала. С вашей помощью мы смогли взглянуть на себя со стороны и поближе познакомиться с аудиторией. И конечно, постараемся учесть ваши пожелания и замечания, насколько это возможно.
    1 Ольга Волкова 27 февраля 2018
  • Тайна зеленой черепахи: высокая температура делает черепах самками
    Вопросы пола Генетика Экология
    Тайна зеленой черепахи: высокая температура делает черепах самками
    409 1,0
    Мальчик или девочка? Ответ может зависеть от многих факторов — генетических или внешней среды. Например, у большинства рептилий пол зависит от температуры инкубации яиц. Такой способ определения пола называется температурозависимым. Появившиеся в новостях сообщения о том, что из-за глобального потепления почти вся популяция зеленых морских черепах Большого Барьерного рифа состоит из самок, заставили нас вспомнить молекулярные основы температурозависимого определения пола и объяснить, почему резкие изменения климата угрожают и другим видам рептилий.
    0 Дарья Моргачева 06 февраля 2018
  • Кишечная микрофлора: третий нелишний в иммунотерапии рака
    Биомолекулы Иммунология Микробиология Онкология
    Кишечная микрофлора: третий нелишний в иммунотерапии рака
    1651 4,1
    В онкологии наступает эра иммунотерапии. У иммунной системы есть мощный потенциал для борьбы со злокачественными опухолями, и науке становится известно все больше способов его реализовать. Однако в противостоянии между иммунитетом и раком есть еще один игрок, с которым приходится считаться, — кишечная микрофлора. В то время как одни микроорганизмы «партизанят» против иммунопрепаратов, другие могут стать ценным источником новых терапевтических подходов.
    0 Артем Кабанов 29 января 2018
  • Хит-парад научных достижений. Биология и биомедицина в 2017 году
    CRISPR/CAS Антропология Генная инженерия Генная терапия Дерматология Иммунология Итоги года Нейродегенерация Онкология Питание Тканевая инженерия Фармакология Эволюционная биология Эмбриология
    Хит-парад научных достижений. Биология и биомедицина в 2017 году
    2380 5,9
    В предпраздничной суете «Биомолекула» не может просто так взять и не подвести научные итоги уходящего года. В 2017-м завершил свою миссию легендарный зонд «Кассини», бушевали страсти вокруг глобального потепления и политических решений президента США, вздымались гравитационные волны... а также волна обвинений в домогательствах, которой, увы, не удалось избежать и ряду крупных университетов. Однако, разумеется, нас прежде всего интересуют биология и медицина — чем они впечатлили мир в этом году? С целью выделить самое важное, обратимся к экспертам крупнейших научных изданий — Nаture и Science, — а ради полноты картины учтем мнение мировой читательской публики, запечатленное в рейтинге «Альтметрики».
    0 Лариса Беляева 31 декабря 2017