Nature #517(7534): генная терапия, крутые виражи стрекоз и нулевая обработка почвы

Дайджест
Технология захвата движений, примененная к охотящимся стрекозам, раскрыла новые рубежи сложности поведения этих насекомых.
В номере журнала Nature #517(7534), вышедшем 15 января 2015 г., говорится об африканских геномах, биомеханике стрекоз, новинках генетической инженерии, сельском хозяйстве, головокружительной схеме вкусовых каскадов, ахиллесовой пяте ВИЧа и об ABC-транспортерах.
  • Генетика и геномика. Африканский проект вариаций генома (African Genome Variation Project) подводит предварительные итоги. Сейчас есть 320 полных геномов и 1481 ну-почти-полных генотипов жителей черной Африки. Теперь мы можем долго-долго с удовольствием в них копаться и выяснять, почему мы такие разные и откуда вообще взялись. — The African Genome Variation Project shapes medical genetics in Africa. Статья находится в открытом доступе.
  • Биомеханика, нейробиология. Стрекозы крутые. Во время охоты они летают с огромной скоростью, огромной точностью и совершают крутые повороты. Оказывается, для этого у них есть предсказательные внутренние модели — то есть, их ганглии примерно так же, как наш мозг, «прокручивают» движения собственного тела и движения жертвы. Чтобы сделать это потрясающее открытие, исследователи измеряли движения головы и тела стрекозы. Исследователи крутые. — Internal models direct dragonfly interception steering.
    биомолекула: «Моделирование помогает стрекозам охотиться»
  • Генная инженерия. Рабочая генная терапия — это священный грааль для множества лабораторий: все верят в него, все ищут его, но найти никто не может. Основная проблема в том, что встраиваемые в геном нужные гены ведут себя как слон в посудной лавке — влезают посреди других генов и ломают их, будят онкогены и так далее. Использование эндонуклеаз позволяет встроить ген туда, куда нужно, зато имеет столько побочных эффектов, что лучше не надо, спасибо. А вот теперь предложен еще один перспективный подход — применение аденоассоциированного вируса. Этот вирус — такое деликатное, ненавязчивое существо (или вещество?), что и сказать невозможно. Обычно он просто встраивается в строго определенное место генома и там тихо сидит. А тут исследователи ухитрились создать такой рекомбинантный вирус, который встраивается внутрь рабочего гена и экспрессирует свой белок вместе с ним. В деле участвуют 2А-последовательности (это хорошая альтернатива IRES). Ребята проверили свой вирус на больных гемофилией мышах: встроили им фактор свертывания крови под ген альбумина. Все заработало, мыши перестали кровоточить. — Promoterless gene targeting without nucleases ameliorates haemophilia B in mice.
  • Агрономия. Ресурсосберегающее сельское хозяйство зиждется на трех принципах: системе нулевой обработки почвы, создании защитного верхнего слоя почвы и постоянной ротации культивируемых культур на данном участке. Огромный мета-анализ показал, что нулевая обработка может применяться при ограниченных условиях и вообще тут надо все улучшать и улучшать. — Productivity limits and potentials of the principles of conservation agriculture.
  • Эволюция, микробиология. Запутанная история про фенотипические признаки бактерий, которые расходятся в разные стороны с разной скоростью. — Long-term phenotypic evolution of bacteria.
    биомолекула: «Долгая счастливая фенотипическая эволюция бактерий»
  • Нейробиология. Попробуйте вкус на вкус. Изучение линии ГМ-мышей, несущих кальциевый индикатор в центральных и периферических нейронах, с помощью двухфотонной микроскопии высокого разрешения показало, как проходит вкусовая информация от языка в ЦНС. Ух, как точно и интересно она проходит!.. — The neural representation of taste quality at the periphery.
    биомолекула: «Наблюдения за работой нейронов живых мышей помогают решить фундаментальные вопросы»
  • Физиология растений, стволовые клетки. HAM взаимодействуют с WUSCHEL и WOX, определяя активность стволовых клеток. Надеюсь, все понятно. — Control of plant stem cell function by conserved interacting transcriptional regulators.
  • Вирусология. Несмотря на антивирусную терапию, у многих больных СПИДом сохраняется латентный уровень вирусов. Оказывается, у большинства этих уцелевших вирусов есть мутация, позволяющая ускользать от цитотоксических Т-лимфоцитов. Мы узнали их ахиллесову пяту, теперь они у нас попляшут! — Broad CTL response is required to clear latent HIV-1 due to dominance of escape mutations.
  • Иммунология. Как всегда в иммунной системе, обнаруживается, что Вот Этот Интересный Белок регулируется Вон Той Интересной Молекулой. Конкретнее: CEACAM1 — это лиганд для TIM-3. Представляете? — CEACAM1 regulates TIM-3-mediated tolerance and exhaustion.
  • Медицина. Еще несколько стрелочек в схеме каскадов при диабете. — An ERK/Cdk5 axis controls the diabetogenic actions of PPARγ.
  • Структурная биология. Еще одна выносящая мозг криомикроскопическая структура — на этот раз, TmrAB, такой АВС-транспортер. — Subnanometre-resolution electron cryomicroscopy structure of a heterodimeric ABC exporter.