SciNat за апрель 2016 #4: ген большого клюва, грязные соседи в помощь иммунитету, новые американские обезьяны
23 апреля 2016
SciNat за апрель 2016 #4: ген большого клюва, грязные соседи в помощь иммунитету, новые американские обезьяны
- 388
- 0
- 1
-
Автор
-
Редактор
Темы
На этой неделе научные журналы подарили нам множество интересных статей по генетике. Мы узнаем много нового и о том, как у лососей удвоился геном, какие факторы транскрипции приказывают резидентным лимфоцитам сидеть на месте и чем грозят здоровью близкородственные браки. Кроме того, читателей ждёт немало красивых кристаллических структур, а также интересные истории из жизни клеток иммунной системы и немного палеонтологии.
Nature #532 (7599) + онлайны: двойной геном сёмги, сравнение разных CRISPR, необходимость грязных соседей для иммунитета
- Структурка, микробиология. Избавиться от бактерий можно множеством способов, и один из них — нарушить синтез их клеточной стенки, состоящей по большей части из пептидогликана (он же муреин). Ряд антибиотиков нарушает синтез пептидогликана, который хоть и расписан во всех возможных подробностях, пока изучен не до конца. Есть фермент MraY, который активен на первых стадиях синтеза пептидогликана. Без него клеточная стенка не получится нормально. Ну а кристаллическая структура MraY, связанного с одним из лекарств против синтеза муреина, поможет понять, какими должны быть новые эффективные антибиотики. — Structural insights into inhibition of lipid I production in bacterial cell wall synthesis.
- Структурка. Про вирус Зика последние месяцы говорили так много, что раскрытие его кристаллической структуры кажется чем-то совершенно логичным. Часть белков его суперкапсида похожа на белки вируса Западного Нила, а часть — на вирус денге. Разрешение 2,7 ангстрема. — Structure of the thermally stable Zika virus.
- Структурка. Есть штука покруче CRISPR—Cas9 — CRISPR—Cpf1. Две эти ферментативные системы отличаются по ряду параметров, в том числе по тому, какая РНК направляет их работу, и к какому субстрату они специфичны. И если Cas9 уже хорошо изучили, то Cpf1 пока для исследователей более загадочна. Впрочем, вот и её кристаллическая структура подоспела. — The crystal structure of Cpf1 in complex with CRISPR RNA.
- Молекулярка. Продолжаем сравнивать CRISPR—Cas9 и CRISPR—Cpf1 и выясняем, что фермент Cpf1 в присутствии ионов магния или кальция разрезает в нужном месте не только ДНК, но и РНК. Этакая двойная нуклеаза. — The CRISPR-associated DNA-cleaving enzyme Cpf1 also processes precursor CRISPR RNA.
- Молекулярка. И ещё раз про CRISPR—Cas9 и разрывы ДНК, нужные для редактирования генов. Теперь можно разрезать только одну цепочку, не нарушая целостности второй! Ещё больше возможностей для настройки, а также для исправления точечных мутаций. — Programmable editing of a target base in genomic DNA without double-stranded DNA cleavage.
- Генетика. Лососи — рыбы образцовые: вкусные, крупные и долго живущие. Но это не полный список их выдающихся свойств. В США некоторое время назад разрешили продажу генномодифицированного атлантического лосося (сёмги). Противникам ГМО будет любопытно узнать, что все в мире лососи в некотором смысле генномодифицированные. 80 миллионов лет назад геном общего предка лососёвых рыб самопроизвольно удвоился. Изучать последствия этого удвоения, а также сравнивать ДНК других лососей поможет геном сёмги. По всем признакам выходит, что он для биологов крайне интересный и полезный. — The Atlantic salmon genome provides insights into rediploidization.
- Генетика. Постоянно кто-нибудь находит гены, варианты которых ассоциируются с теми или иными заболеваниями. Разумеется, паркинсонизм — не исключение. На сей раз отыскали элемент ДНК, управляющий экспрессией других генов риска болезни Паркинсона. Регуляторная последовательность, о которой идёт речь, управляет работой гена альфа-синуклеина. Альфа-синуклеин — белок особый. Если он имеет неправильную конформацию, молекулы альфа-синуклеина соединяются друг с другом и образуют нерастворимые бляшки. Эти бляшки в больших количествах находят в нейронах больных паркинсонизмом, а также некоторыми другими неврологическими недугами. — Parkinson-associated risk variant in distal enhancer of α-synuclein modulates target gene expression, Parkinson’s disease: Guilt by genetic association.
- Иммунология. Работу иммунной системы изучают в основном не на людях, а на мышах. Выполнять эксперименты на представителях нашего вида неэтично, а на лабораторных грызунах — не совсем правильно. Мало того что они изначально отличаются от нас по физиологии, они ещё и живут в искусственных условиях, которые существенно изменяют работу их иммунитета. У лабораторных мышей, как и у младенцев, не хватает Т-клеток памяти, которых много у взрослых людей. Этих клеток хватает у мышей того же вида, росших в сарае или в зоомагазине. Что делать? Приводить лабораторные условия в более «дикое» состояние. Как? Растить лабораторных мышей вместе с их родичами из зоомагазина, например. — Normalizing the environment recapitulates adult human immune traits in laboratory mice, Dirty room-mates make lab mice more useful.
- Иммунология. При системной красной волчанке, помимо всего прочего, мёртвые клетки не уничтожаются фагосомами как обычно. Из-за этого многие ткани постоянно воспалены: они непрерывно получают сигналы отторгать от себя мёртвое и поэтому выделяют провоспалительные цитокины (а не противовоспалительные интерлейкины). Нашли гены, ответственные за такую поломку — Atg5 и Atg7. — Noncanonical autophagy inhibits the autoinflammatory, lupus-like response to dying cells.
- Экология. При слове «планктон» мы представляем себе всяких рачков, но не простейших. А меж тем, крупные (0,6 миллиметра в диаметре) простейшие из группы ризарий (Rhizaria) хранят в себе более 5% всего органического углерода океана. А биомасса этих простейших составляет половину биомассы всего мезопланктона (в эту группу входят организмы размером от 0,2 до 20 мм). Ну ничего, теперь-то мы их оценим по достоинству и изучим как следует! — In situ imaging reveals the biomass of giant protists in the global ocean, Ocean science: The rise of Rhizaria.
- Палеонтология. Данные молекулярной биологии показывали, что в Северной Америке обезьяны появились всего
3-4 миллиона лет назад: пришли с Панамского перешейка. А вот находка окаменелости американской обезьяны (кстати, первая в своём роде!) говорит о том, что приматы очутились в Новом Свете в 7 раз раньше — около 20,9 миллионов лет назад. Примерно в это же время две Америки впервые обменялись млекопитающими. — First North American fossil monkey and early Miocene tropical biotic interchange.
Science #352 (6284) + онлайны: ген большого клюва, управление T- и B-лимфоцитами, влияние нокаутов на здоровье человека
- Структурка. То ли случайно, то ли специально работы с расшифровкой кристаллической структуру вируса Зика вышли на этой неделе не только в Nature, но и в Science. В данном случае разрешение чуть поменьше (3,8 ангстрема) и метод немного другой. — The 3.8 Å resolution cryo-EM structure of Zika virus.
- Биохимия. Убиквитинлигаза E3 сажает на белки убиквитиновые «чёрные метки», дающие сигнал протеасомам разлагать такие белки. Сама убиквитинлигаза может быть более или менее активной в зависимости от степени фосфорилирования — грубо говоря, от количества фосфатных групп, «навешанных» на молекулу фермента. Эту степень фосфорилирования определяет деятельность фермента циклин-зависимой киназы 1. — Cyclin dependent kinase 1—dependent activation of APC/C ubiquitin ligase.
- Вирусология, иммунология. Только ленивый не слышал про то, что антибиотики не помогают против вирусов. Утверждение про антибиотики верное, но зачем тогда при вирусных заболеваниях иногда прописывают антибактериальные средства? А затем, что вирус ослабляют и защиту организма от бактерий. Вот, например, вирус гриппа А, поражая моноциты, снижает их противовирусную активность (особенно у пожилых людей), и те выделяют меньше интерферонов. У мышей с искусственно ослабленным противовирусным иммунитетом нарушается работа генов Mavs и Tlr7, в результате чего устойчивость к бактериальным инфекциям тоже падает. Защита от бактерий и от вирусов связаны между собой работой гена Mx1, а также активность фермента каспазы-1/11. — Mx1 reveals innate pathways to antiviral resistance and lethal influenza disease.
- Иммунология. Дендритные клетки несут на себе рецепторы, которые реагируют на продукты жизнедеятельности бактерий (и не только) и дают сигналы активации врождённого иммунитета. Про рецепторы дендритных клеток, да и про сами клетки тоже, долгое время думали, что у них только два состояния — активное и неактивное. А сейчас выяснили, что возможно ещё и третье — «гиперактивное» (так его назвали авторы оригинальной статьи). Гиперактивные дендритные клетки с помощью каспазы 11 запускают реакции пироптоза — программируемой гибели клеток с одновременным воспалением ткани, в которой они находятся. — An endogenous caspase-11 ligand elicits interleukin-1 release from living dendritic cells.
- Иммунология. Во время созревания B-лимфоциты перестраивают гены своих иммуноглобулинов. Процедура эта довольно тонкая, поэтому есть два белка, которые отвечают за то, чтобы B-клетка вовремя входила в клеточный цикл и выходила из него. Эти белки связываются с РНК и называются ZFP36L1 и ZFP36L2. — RNA-binding proteins ZFP36L1 and ZFP36L2 promote cell quiescence.
- Иммунология, генетика. Резидентные Т-клетки памяти всё время «сидят» в одной ткани — как правило, граничащей с внешней средой. Это может быть кожа, лёгкие и кишечник. Оказывается, есть пара генов-факторов транскрипции, которые «запрещают» резидентным Т-клеткам мигрировать в другие ткани. — Hobit and Blimp1 instruct a universal transcriptional program of tissue residency in lymphocytes, биомолекула: Т-лимфоциты: путешественники и домоседы.
- Клеточная биология. Посмотрим с помощью новых методов визуализации, как сокращаются и расслабляются клетки сердца мыши, когда к микротрубочкам присоединяется тирозин и когда он от них отсоединяется. — Detyrosinated microtubules buckle and bear load in contracting cardiomyocytes.
- Социология. Смертность среди людей вроде как стала ниже, чем раньше. Однако не всё так просто: оказывается, смертность среди молодых последние 30 лет падает очень сильно, а среди пожилых — даже скорее увеличивается. Впрочем, через
40-50 лет нынешние молодые окажутся пожилыми, и смертность пожилых снизится. — Inequality in mortality decreased among the young while increasing for older adults,1990–2010 . - Генетика. Нокаутные животные водятся не только в специальных питомниках и лабораториях. Среди людей тоже встречаются «нокауты»: у среднестатистического представителя нашего вида совсем не работает примерно сотня генов, которые нормально функционируют у других. Но это обычно не заметно, так как страдает чаще всего одна копия гена из нескольких. У детей близких родственников нокаутные гены встречаются чаще, и им от родителей нередко достаются только дефектные копии. Вот только у афганцев, геномы которых изучили авторы статьи, наличие неработающих генов будто бы никак не влияло на здоровье их владельцев. — Health and population effects of rare gene knockouts in adult humans with related parents.
- Генетика, эволюция. Дарвиновы вьюрки, как известно, отличаются размером и формой клюва. Оба параметра этого органа идеально соответствуют условиям жизни конкретного вида птиц. Теперь генетики дополнили эти наблюдения: у 60 видов древесных и земляных вьюрков отличаются последовательности нуклеотидов в гене HMGA2, и эти отличия коррелируют с длиной клюва. — A beak size locus in Darwin’s finches facilitated character displacement during a drought.
- Палеонтология. Даже титанозавры когда-то были маленькими — сразу после рождения, например. Останки одного такого малыша вида Rapetosaurus krausei, который в момент гибели весил как кошка (3,4 кг), нашли на Мадагаскаре и определили вероятную скорость роста его костей. Видимо, он рос очень быстро и, как антилопа, мог ходить сразу после рождения. — Precocity in a tiny titanosaur from the Cretaceous of Madagascar.