SciNat за август 2015 #2: антропология дупликации генов, вакцина против Эболы, вирусы, выдающие сами себя

Лихорадке Эбола и в Science, и в Nature посвящено более двух статей, последний журнал даже выпустил отдельную большую подборку по теме.
Конец лета — затишье и в научных журналах тоже. Практически все статьи из номеров Nature и Science на этой неделе уже известны нам по предыдущим летним дайджестам. Лейтмотив обоих журналов — вакцина против лихорадки Эбола. Помимо информации о ней, из Nature и Science на этой неделе можно почерпнуть много интересного о кристаллической структуре рецепторов и факторов, останавливающих трансляцию, а также о природе болезни Альцгеймера.

Nature # 524 (7563) + онлайны: размножение эдиакарцев, регенерация печени, активация опиоидного рецептора

• Палеонтология. Эдиакарские организмы из группы Rangeomorpha (род Fractofusus) размножались бесполым путем. Иногда благодаря этому получались сидячие друг на друге «столоны», а иногда — свободноплавающие Fractofusus-ы. Так можно и расселяться на новые территории, и удерживать старые. — Reconstructing the reproductive mode of an Ediacaran macro-organism.
  • Физиология. Выжить после тяжкого труда печени помогает самообновляемая группа диплоидных клеток, в которых, в частности, работает ген Axin2. Собственно, по нему эти клетки и удалось выявить. — Regenerative biology: Maintaining liver mass, Self-renewing diploid Axin2+ cells fuel homeostatic renewal of the liver.
  • Клеточная биология. В статье рассказывается, что происходит, когда белки, синтезированные в цитоплазме и предназначенные для митохондрий, в них не попадают. — Mistargeted mitochondrial proteins activate a proteostatic response in the cytosol, Cell biology: Surviving import failure.
  • Клеточная биология. Белки собираются вместе только в цитоплазмах старых и поврежденных клеток. В норме против агрегации белков работают целые комплексы ферментов. Удивительно то, что у многоклеточных нет одного из самых эффективных ферментов для «рассоединения» протеинов — дисагрегазы HSP100. Зато теперь понятно, как многоклеточные — и люди в том числе — без нее обходятся. — Crucial HSP70 co-chaperone complex unlocks metazoan protein disaggregation, Molecular biology: It takes two to untangle.
  • Структурка. Разбираем структуру eRF1 — белка, останавливающего трансляцию, основного эукариотического фактора высвобождения, при распознавании каждого из трех стоп-кодонов. — Structural basis for stop codon recognition in eukaryotes.
  • Структурка. Как опиоидный μ-рецептор активируется в ответ на присутствие молекул анальгетиков? Непосредственные изменения происходят в кόре рецептора: свое местоположение там меняют три консервативных аминокислоты. — Structural insights into µ-opioid receptor activation, Propagation of conformational changes during μ-opioid receptor activation.
  • Структурка. Много кислорода — плохо. Мало кислорода — тоже плохо: в клетках развивается гипоксия. При низком уровне кислорода бить тревогу начинают два белка — факторы, индуцируемые гипоксией. Как они выглядят с точки зрения кристаллографии, когда находятся «в настороженном состоянии», описано в статье и синопсисе. — Structural integration in hypoxia-inducible factors, Structural biology: Hypoxia response becomes crystal clear.

Science #349 (6248) + онлайны: такие разные вакцины, прионный Паркинсон, просчет вирусов

• Нейробиология, молекулярка. При болезни Альцгеймера и фронтотемпоральной деменции нарушаются функции белка TDP-43, потому-то они и называются протеинопатиями. Оказывается, в норме TDP-43 подавляет сплайсинг скрытых неконсервативных экзонов. Возможно, протеинопатии проявляются именно потому, что сплайсинг этих экзонов в клетках с нарушенной работой TDP-43 всё-таки происходит, а это в свою очередь ломает работу белкового аппарата нейронов. — TDP-43 repression of nonconserved cryptic exons is compromised in ALS-FTD.
  • Нейробиология, трансляционная медицина. И снова о болезни Альцгеймера. У нее, как и у болезни Паркинсона, обнаружилось подозрительно много общего с прионными заболеваниями, такими как болезнь Крейтцфельдта-Якоба и куру. А драг-дизайн выявил класс молекул, потенциально защищающих от прионов — политиофены. — Alzheimer’s and Parkinson’s diseases: The prion concept in relation to assembled Aβ, tau, and α-synuclein, Structure-based drug design identifies polythiophenes as antiprion compounds.
  • Вирусология. Иногда при чтении описаний вирусных инфекций складывается впечатление, что вирусы всемогущи. Однако это не так. Оказывается, вирусы сами выдают себя иммунной системе. При заражении каждой новой клетки они переносят в капсидах в новую жертву молекулы вещества, сигнализирующего о присутствии чужаков, — cGAMP (циклического гуанозинмонофосфата). Эту особенность вирусов можно использовать при разработке вакцин. — Viruses transfer the antiviral second messenger cGAMP between cells, Transmission of innate immune signaling by packaging of cGAMP in viral particles.
  • Вирусология. Эпидемия лихорадки Эбола гремела в прошлом году, а вакцину против ее возбудителя разрабатывают по сей день. Вообще-то, год — это очень маленький срок для разработки эффективного лекарства. Тем не менее за этот год исследователи создали и опробовали на макаках видоизмененный вирус везикулярного стоматита, экспрессирующий гликопротеин вируса Эбола. Если ввести такой вирус обезьянам за неделю до заражения лихорадкой, они не заболевают. Может, и с людьми будет так же? — VSV-EBOV rapidly protects macaques against infection with the 2014/15 Ebola virus outbreak strain, Unusual Ebola vaccine study pays off in Guinea.
  • Микробиология, вирусология. На этот раз о неудачной вакцине — против ВИЧ. Обсуждаемая вакцина приводит к образованию антител, реагирующих и на белок вируса gp41, и на антигены кишечной микробиоты. — Diversion of HIV-1 vaccine—induced immunity by gp41-microbiota cross-reactive antibodies.
  • Микробиология, молекулярка. По результатам метагеномного секвенирования можно определить, насколько быстро размножаются бактерии кишечной микрофлоры, и какие именно. Эти же данные коррелируют со степенью тяжести воспалительной болезни кишечника и диабета 2 типа. — Growth dynamics of gut microbiota in health and disease inferred from single metagenomic samples.
  • Антропология, молекулярка. Дупликации генов говорят о предках конкретного человека больше, чем их делеции. Например, крупные дупликации, появившиеся у денисовцев и «подаренные» современному человеку в ходе межвидовых браков, сейчас есть почти исключительно у жителей Океании. — Global diversity, population stratification, and selection of human copy number variation.
  • Экология. Таяние полярных льдов не несет ничего хорошего. Белые медведи всё чаще предпочитают находиться не в океане, а на суше, и это таит опасности для исследователей Арктики. Теперь им нужно учиться вести себя так, чтобы не сталкиваться с мишками на Севере — или, по крайней мере, выходить из стычек с ними максимально целыми и невредимыми. — Don’t mess with the bears, Boom & bust in the Great White North.